Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
В декабре 1914 года губернатор Бибиков на очередном совещании с удов летворением констатировал: «Прекрасные качества причальной линии и большое ее протяжение побудили Министерство торговли и промышленнос ти ассигновать значительные средства на устройство в Бакарице набережной с линией причала в 300 сажен (более 600 метров) для единовременной вы грузки 6 морских пароходов и оборудовать набережную рельсовыми путями и кранами, которые легко и быстро смогут передавать грузы с пароходов не посредственно в вагоны и обратно». Тяжелое положение дел с разгрузкой судов в Архангельском порту обес покоило и Общество заводчиков и фабрикантов Московского промышленно го района, представители которого в ноябре 1914 года побывали в Архангель ске и ознакомились с местными условиями. В навигацию этого года вместо ожидаемых 7 -10 пароходов стали один за другим приходить многие десятки судов, груженных углем, металлами, различными москательными, мануфак турными и другими товарами. Только с б сентября по 1 ноября в порт при было 106 пароходов с углем, 15 с сельдью и свыше 40 с различными другими грузами, и ожидали прибытия еще 15-20 пароходов. Это было следствием закрытия других портов. Ознакомившись с ситуацией, московские предпри ниматели, крайне заинтересованные в доставке частных товаров, с тревогой писали: «...К разгрузке, хранению и переотправке такого небывалого ввоза грузов порт совершенно не был подготовлен в смысле технического надзора, рабочих рук, общего оборудования, складочных помещений и проч.». Особенно нуждался порт в кранах. «...Перемещение тяжелых станков, а ими завалена вся полоса берега, - писали заводчики, - производится прими тивным способом, волоком, с «Дубинушкой», артелями человек по 30 и не сколько лошадей. Часами они толпятся около какого-нибудь одного ящика, продвинувшегося с начала работ едва ли на аршин расстояния». Осенью 1914 года русское правительство в спешном порядке приобрело в Канаде мощный ледокол с одноименным названием - «Канада» и направило его в Архангельск. 27 октября на нем вышел в море находившийся в Архан гельске главный инспектор железных дорог С.Н. Кульжинский. Ознакомив шись с фарватером, он пришел к убеждению, что наличие ледокола, безуслов но, продлит навигацию в морском порту, но узость Маймаксанского рукава очень ее усложнит. И вновь со всей остротой встал вопрос об устройстве аванпорта. Но поначалу надо было должным образом оборудовать Бакарицу. Той же осенью там широким фронтом развернулись строительные работы: прокладывались подъездные пути, сооружались пакгаузы, обустраивались причалы для швартовки океанских судов. На обустройство порта из центральных губерний России везли и везли вчерашних крестьян, которым здесь предстояло стать рабочими. Поначалу их расселяли в окрестных деревнях, затем в землянках, но и там становилось тесно. В этих чрезвычайных обстоятельствах был создан санитарный совет под руководством городского врача А. Попова. 26 января 1915 года на заседа нии совета выступал начальник охраны грузового района В. Ивановский. Он с озабоченностью докладывал о том, что уже осенью 1914 года, когда рабочих было около 3000 человек, остро вставал вопрос с их расквартированием, а с открытием навигации число рабочих должно было перевалить за 10 000. «Выстроенные осенью землянки уже пришли почти в полную негодность, и теперь, когда ожидаются рабочие со всей России, эти жилища нужно при знать негодными. Хотя бы для части рабочих нужно выстроить новые жили 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz