Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

грузы подлежат задержанию согласно 228 и 229 статьям таможенного устава и закону 27 марта 1895 года». Вечером того же дня из Ковды управляющий таможней Дьяконов теле­ графировал, что под погрузкой находится один немецкий пароход. 23 июля в 12 часов 15 минут из Онежской таможни пришло сообщение: «Задержанные германские пароходы по приказанию архангельского губерна­ тора потоплены со всем инвентарем...» Через три дня в портах Белого моря было задержано десять немецких судов, пять из них в Архангельске, три в Онеге и по одному в Ковде и Кеми. В архивном фонде Архангельской таможни есть справка, из которой вы­ яснилась любопытная деталь. Оказалось, что еще 19 июля, за день до объ­ явления войны, шесть немецких пароходов в спешном порядке, не оформив надлежащим образом документов, «прошли Чижовский передовой таможен­ ный пункт», то есть покинули Архангельский порт. Ранним утром следующего дня - в 4 и 6 часов - еще два судна буквально проскочили Чижовку и ушли в нейтральные воды. Бегство было столь неожиданным и стремительным, что таможенный пост Архангельского морского порта и пограничная стража, жившие еще по меркам мирного, спокойного времени, просто не смогли отреагировать на такой ход событий. Лишь к концу дня 20 июля во все отряды пограничной стражи, таможенные заставы Белого моря, воинские морские и сухопутные части полетели телеграммы о приведении в повышенную боевую готовность всех немногочисленных сил самообороны, имевшихся в распоряжении ар­ хангельского губернатора. Команды немецких судов были интернированы, с остальных судов списы­ вались лица австрийской и германской национальности. В первые дни войны, помимо конфискованных пяти немецких судов, в Ар­ хангельском порту было взято в пользу «казны» еще 10 барж «у фирм и частных лиц, коим в дальнейшем будут выплачены деньги». Один из пароходов и не­ сколько барж затопили при входе с моря в Северную Двину и в Лапоминском канале. Два других перегородили фарватер у завода Стюарт. Несколько барж стояли в готовности к затоплению - на случай принятия экстренных мер. Еще через несколько дней были приняты меры «внутреннего порядка». Во все уезды обширной губернии были разосланы «обязательные постанов­ ления» архангельского губернатора, где, в частности, говорилось: «Воспре­ щаются всякого рода сходбища и собрания для совещания и действий, про­ тивных государственному порядку и общественному спокойствию, а также всякого рода уличные демонстрации и манифестации». Воспрещалось также говорить на немецком языке в общественных мес­ тах и магазинах, носить огнестрельное оружие; несколько позже последовал запрет на продажу крепких спиртных напитков, содержание почтовых голу­ бей и т. д. Война все ощутимее стала чувствоваться и на далекой архангель­ ской земле. Известие о начале войны нарушило размеренную жизнь морского порта. И сразу выяснилось: не только Архангельск и его порт, но и все огромное по протяжению побережье северных морей, сами морские коммуникации оказа­ лись неподготовленными на случай военных действий. О том, что губернские и портовые власти очень опасались приближаю­ щихся немецких «минных крейсеров», свидетельствуют материалы совеща­ ния, состоявшегося 21 июля, на котором обсуждалась вероятность «входа в 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz