Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

было не только оборудовать порт, расширять судоверфь, следить за качеством поставляемых государству судов, но и решать кадровые вопросы, социальные задачи и прочее, прочее, прочее... <...> Порт крепнет, набирает силу С 1887 года начались дноуглубительные работы на фарватере Северной Двины, позволившие порту принимать крупнотоннажные суда. С этого времени заметно оживилась деятельность русских и иностранных торговых фирм, и Архангельский порт стал крепнуть, год от года набираться сил. Первая мировая война поставила его в исключительное положение: отныне сюда направлялся весь поток грузов, посту­ павших морем. В трудные для страны годы порт с честью выполнил задачу большой государственной значимости. <...> ...20 июля 1914 года в 2 часа 45 минут ночи начальник порта А. Новин­ ский получил телеграмму от военного министра Сухомлинова: «Германия объ­ явила нам войну». В тот же день на заседании экстренно созданного Совета обороны Архан­ гельска единогласно решили: «Немедленно принять меры к обороне входа в порт затоплением на мел­ ких местах по сторонам фарватера (ниже уточнялось: «в Лапоминском кана­ ле и у завода Стюарт». - Г. П.) для сужения его... подготовленных для взрыва в крайнем случае и в последний момент, если это будет вызвано обстоятель­ ствами активных действий неприятеля, конфискованных германских судов и барж... просить санкции Главного гидрографического управления и Морско­ го ведомства снять Северо-Двинский плавучий маяк и обвехование фарватера Барового канала и устроить секретное его обвехование, передвинуть Белую мудьюгскую башню и потушить все маяки; допускать проход судов в Архан­ гельский порт только под проводкою лоцманов после предварительного ос­ мотра [этих судов] военной командой посыльного судна «Бакан»; установить на Мудьюгском острове морской наблюдательный пост; маяки побережья Мурмана и Белого моря превратить в наблюдательные посты, связанные те­ леграфом с Архангельском; по отношению к конфискованным германским судам, находящимся в Александровске, Онеге и Кеми, сделать распоряжение местным властям по телеграфу о немедленной постановке их на грунт, на самых мелких местах, путем открытия кингстонов и наполнения трюмов их водою в целях предотвращения возможного захвата этих пароходов обратно неприятелем...». Столь большой перечень мер члены Совета обороны объясняли «полной беззащитностью» Архангельского порта и тем, что все эти меры имеют «важ­ ное значение для его сношения с европейскими портами, как единственного оставшегося, по обстоятельствам войны, открытым портом». Вечером 21 июля Новинский отправил в столицу тревожное сообщение: «Сейчас губернатором получена телеграмма консула [из] Гаммерфеста: про­ шли в Белое море четыре германских минных крейсера. Могут быть в Архан­ гельске завтра. Принимаются меры к заграждению фарватера». Накануне, 20 июля, во исполнение постановления Совета обороны управ­ ляющий Архангельской таможней Г. Островский отправил во все таможен­ ные пункты Белого моря телеграмму такого содержания: «Германские суда и 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz