Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

В первые годы Соломбальская верфь испытывала нехватку железных из­ делий. С целью приобрести их в Ярославскую губернию и другие места, «где гвозди выделываются», контора капитана порта посылала нарочных и нака­ зывала им заготовлять не только гвозди, но и «прочие железные вещи». Полосовое железо еще при Петре I доставлялось в Архангельск с демидов­ ских заводов. В 1733 году с Демидовым вновь был заключен контракт. Пеньку и пряжу поначалу привозили из Брянска и Малороссии, а к концу 1737 года на территории верфи был построен свой канатный завод. Отныне его продукция не только удовлетворяла потребностям самой верфи, но и шла в продажу - при случае ее охотно покупали местные судовладельцы. В эти же годы были пост­ роены кузница, чертежная, такелажная, фонарная и прочие мастерские. Ус­ тановлен корабельный кран, с помощью которого суда вооружались мачтами. На верфи стал работать прибывший из столицы компасный мастер. В Лапоминской гавани, в самом устье Северной Двины, оборудовали бух­ ту для зимнего отстоя судов. В 1735 году «для охранения кораблей от нечаян­ ного неприятельского нападения» на берегу Лапоминской гавани в спешном порядке была сооружена артиллерийская батарея в 25 орудий, а при ней тог­ да же построены «караульный дом и артиллерийский сарай». Весной того же года в Соломбале, на берегу Кузнечихи, началось строи­ тельство здания управления порта, именовавшегося тогда конторой над пор­ том. В отстроенном здании затем разместился и главный командир порта. Одновременно для «морских служителей» возводились три деревянные ка­ зармы, каждая «о восьми покоях». У самой верфи нужда в жилых помещениях была огромной: штат ее к 1736 году насчитывал уже около 300 человек. В 1736 году по инициативе главного командира порта Мятлева, получив­ шего к этому времени чин капитана 1-го ранга, в Соломбальском адмирал­ тействе стали строить первый на Севере сухой док. Первым судном, которое было введено в этот док, стал гукор «Кроншлот», пришедший с Балтийского моря с повреждениями корпуса, полученными во время жестокого шторма, случившегося на переходе. Много хлопот портовой конторе доставляло ежегодное ограждение судо­ ходных фарватеров Северной Двины, каждый - протяженностью в несколь­ ко десятков километров. Чтобы обезопасить плавание судов с наступлением осенних ночей, в качестве маячных огней использовали смоляные бочки, которые в темное время суток поджигали. Кроме этих огней, устанавливали створные береговые знаки, вехи и баканы. Бочками и створными знаками ог­ раждались, начиная с 1734 года, все три устья Северной Двины, а вехи стави­ лись лишь от Лапоминки до Двинского бара, и то только в тех случаях, ког­ да ожидался приход с моря военных кораблей. Баканы ставились на главном фарватере и на баре. Следить за горением смоляных бочек в ночное время отряжался «особый караул из гарнизонных солдат, а самые бочки брались бесплатно от торго­ вых людей», то есть портовое начальство, облеченное властью, попросту не очень-то церемонилось с местным торговым людом, когда возникала необхо­ димость обновить маячные огни. Для установки навигационных знаков на верфи построили небольшое судно, «понеже во время погод на шлюпках ездить опасно». Это же судно ис­ пользовалось и для доставки лоцманов на корабли. Замечу, что на долю первых главных командиров порта выпало много разных забот. Организационный период в любом деле самый трудный. Надо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz