Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
В первые годы Соломбальская верфь испытывала нехватку железных из делий. С целью приобрести их в Ярославскую губернию и другие места, «где гвозди выделываются», контора капитана порта посылала нарочных и нака зывала им заготовлять не только гвозди, но и «прочие железные вещи». Полосовое железо еще при Петре I доставлялось в Архангельск с демидов ских заводов. В 1733 году с Демидовым вновь был заключен контракт. Пеньку и пряжу поначалу привозили из Брянска и Малороссии, а к концу 1737 года на территории верфи был построен свой канатный завод. Отныне его продукция не только удовлетворяла потребностям самой верфи, но и шла в продажу - при случае ее охотно покупали местные судовладельцы. В эти же годы были пост роены кузница, чертежная, такелажная, фонарная и прочие мастерские. Ус тановлен корабельный кран, с помощью которого суда вооружались мачтами. На верфи стал работать прибывший из столицы компасный мастер. В Лапоминской гавани, в самом устье Северной Двины, оборудовали бух ту для зимнего отстоя судов. В 1735 году «для охранения кораблей от нечаян ного неприятельского нападения» на берегу Лапоминской гавани в спешном порядке была сооружена артиллерийская батарея в 25 орудий, а при ней тог да же построены «караульный дом и артиллерийский сарай». Весной того же года в Соломбале, на берегу Кузнечихи, началось строи тельство здания управления порта, именовавшегося тогда конторой над пор том. В отстроенном здании затем разместился и главный командир порта. Одновременно для «морских служителей» возводились три деревянные ка зармы, каждая «о восьми покоях». У самой верфи нужда в жилых помещениях была огромной: штат ее к 1736 году насчитывал уже около 300 человек. В 1736 году по инициативе главного командира порта Мятлева, получив шего к этому времени чин капитана 1-го ранга, в Соломбальском адмирал тействе стали строить первый на Севере сухой док. Первым судном, которое было введено в этот док, стал гукор «Кроншлот», пришедший с Балтийского моря с повреждениями корпуса, полученными во время жестокого шторма, случившегося на переходе. Много хлопот портовой конторе доставляло ежегодное ограждение судо ходных фарватеров Северной Двины, каждый - протяженностью в несколь ко десятков километров. Чтобы обезопасить плавание судов с наступлением осенних ночей, в качестве маячных огней использовали смоляные бочки, которые в темное время суток поджигали. Кроме этих огней, устанавливали створные береговые знаки, вехи и баканы. Бочками и створными знаками ог раждались, начиная с 1734 года, все три устья Северной Двины, а вехи стави лись лишь от Лапоминки до Двинского бара, и то только в тех случаях, ког да ожидался приход с моря военных кораблей. Баканы ставились на главном фарватере и на баре. Следить за горением смоляных бочек в ночное время отряжался «особый караул из гарнизонных солдат, а самые бочки брались бесплатно от торго вых людей», то есть портовое начальство, облеченное властью, попросту не очень-то церемонилось с местным торговым людом, когда возникала необхо димость обновить маячные огни. Для установки навигационных знаков на верфи построили небольшое судно, «понеже во время погод на шлюпках ездить опасно». Это же судно ис пользовалось и для доставки лоцманов на корабли. Замечу, что на долю первых главных командиров порта выпало много разных забот. Организационный период в любом деле самый трудный. Надо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz