Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
Объявления о предстоящей постройке судов в то далекое время вывеши вались в городе при барабанном бое в четырех наиболее многолюдных тогда местах: «На Немецком рынке, на Голландской пристани, в купеческих рядах и на Юрьев-взвозе». (Ныне это район набережной от ул. Володарского до ул. Попова.) 2 и 21 июля 1734 года на возрожденной верфи произошла торжественная закладка двух 54-пушечных фрегатов для Балтийской эскадры. Событие это было далеко не рядовым - Архангельский порт вновь становился одним из центров отечественного судостроения. Опустевшее было Соломбальское се ление вновь ожило и постепенно стало превращаться в первый промышлен ный район губернского центра. При закладке кораблей контора над портом не поскупилась на угощение, израсходовав на него солидную сумму, и Адмиралтейская коллегия признала расход «уважительным», сознавая важность события, происходившего в дале ком Архангельске. На следующий год оба фрегата были спущены со стапелей. Первый был назван «Город Архангельск», второй - «Северная Звезда». Это событие вновь сопровождалось щедрым угощением мастеровых и прибывших гостей. При шлось Морскому ведомству зачесть в расход на покупку съестных припасов и 40 ведер «простого вина» немалую сумму: вместе с затратами на порох для со провождавших праздник пушечных выстрелов все это стоило «до 70 рублей». Спустя многие десятилетия П.Ф. Кузмищев, обнаруживший эти донесения, сделал к ним приписку: «Можно видеть, что спуски кораблей тогда были не токмо радостны, но довольно роскошны, а от сороковины вина, вероятно, не трезвы и шумны». Главным виновником торжества при спуске корабля на воду был кора бельный мастер. Труд талантливого мастера всегда высоко оценивался, а в те годы еще и весьма своеобразно: за благополучный спуск на воду корабля или фрегата мастерам выдавались кружки или стаканы серебряные, а за мелкие суда-сукно, от 8 до 10 аршин. Так было до 1735 года. Позднее вознагражде ние выдавалось в денежной сумме: за военный корабль по 3 рубля с каждой пушки, а за бомбардирские корабли, яхты, галеры, пакетботы и флейты, то есть более мелкие суда, - по 50 рублей за каждое. В начале X IX столетия кора бельному мастеру выдавалось, как правило, «серебряное блюдо со следуемы ми за спуск серебряными деньгами». В 1735 году Бредаля на посту главного командира порта сменил Мятлев. Благодаря его превосходным организаторским качествам и необычайной от ветственности за порученное дело, кораблестроение в Архангельске стало быстро принимать размах. За те пять лет, что Василий Алексеевич был в этой должности и заботился об обеспечении верфи всем необходимым, с ее стапе лей сошло более десятка кораблей, фрегатов и прочих судов. Большинство военных кораблей тогда строились из одной лиственницы, но в окрестностях Архангельска ее к тому времени уже не осталось, а из отда ленных уездов лес не всегда успевали доставлять вовремя. И в 1735 году, «по недоставлении лиственничного лесу», в наружную обшивку «дозволено было употребить сосновые доски». С предложением заменить лиственницу сосной выступил Ричард Козенц. Тогда же было решено в виде опыта построить один из фрегатов целиком из соснового леса. Но подводная часть корабля и в дальнейшем, как правило, набиралась все же из неподверженной гниению лиственницы. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz