Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
«...только для проводки кораблей потребны будут камели», то есть понтоны, при помощи которых суда проводят по мелководью. Получив оба донесения, Воинская морская комиссия своим указом от 15 марта 1733 года предписала: «...для строения в Архангельске военных ко раблей учредить верфь на месте, называемом Бык. Верфь окопать рвом и ого родить палисадом. Внутри строить суда и иметь магазины, как показано на плане. В новое строение взять и употребить, что годится из старого, бывшего в Соломбале». Летом 1733 года капитан Клавер вымерял и описал судоходный фарватер и вычертил карту Северной Двины от Архангельска «до свободного морско го хода». (П. Кузмищев по этому поводу заметил: «Это была, кажется, первая русская карта устьев Северной Двины».) Интересы государства требовали принятия решительных мер. Крылов ская верфь, несмотря на отчаянные протесты ее хозяина, была передана в казенное ведомство, и в апреле 1733 года здесь начались подготовительные работы по закладке двух 54-пушечных кораблей. Так было положено начало деятельности Архангельского военного порта. Его главным командиром был назначен контр-адмирал П. Бредаль. Несколько ранее, 8 января 1733 года, последовал указ о назначении капи тана 3-го ранга Мятлева на должность капитана над Архангельским портом. Назначение это оказалось на редкость удачным, человек энергичный и ини циативный, к тому же один из образованнейших офицеров флота, Василий Алексеевич Мятлев сделал много полезного для возобновления верфи и обу стройства сложного хозяйства порта. Летом того же года с кораблей Балтийской эскадры были сняты и пешим ходом отправлены в Архангельск 476 матросов «для построения судов и вооб ще для отправления службы». С большим трудом город разместил этих людей «по обывательским квартирам». В том же 1733 году с берегов Невы в Архангельск прибыл талантливый корабельный мастер Ричард Козенц. Приготовления к постройке первых кораблей на новой верфи выявили большие неудобства этой местности. К осени 1733 года, как отмечал П. Куз мищев, «...на Быку приготовлен был только фундамент под один 54-пушечный корабль, а под другой начат; эллингов же для спуску не сделано. Для этого, по высокости берега, надо было вынимать весьма много земли, так что на Со ломбале фундаменты и эллинги скорее можно сделать для двух кораблей, чем на Быку для одного». Это обстоятельство вынудило контору над Архангельским портом вплот ную заняться решением принципиального вопроса: где все же строить казен ную верфь? Где - на Быку или в Соломбале - удобнее и надежнее сооружать корабли и спускать их на воду? Контр-адмирал Бредаль потребовал от корабельных мастеров и других должностных лиц рапортов по этому вопросу. Единодушного мнения не было: у каждого места оказались свои преимущества и недостатки. Вначале создавалось впечатление, что строить корабли все же лучше на Быку - место там более высокое, никогда не затопляемое. Однако это преиму щество оборачивалось и серьезным недостатком: для рытья канала от реки к эллингам «потребно было вынимать земли не меньше 16 фут., чтоб дойти только до горизонта воды». Кроме того, как выяснилось при детальном изу чении обстоятельств, течение Северной Двины в этом месте очень быстрое, 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz