Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
В 1715 году в Архангельске полностью прекратилось и военное судострое ние. В августе этого года на Балтику ушла под командованием капитана Ивана Сенявина последняя эскадра из четырех кораблей. Это были «Уриил», «Села- фаил», «Ягудиил» и «Варахаил». С их уходом быстро опустела Соломбальская верфь, и почти на два десятилетия здесь поселилось унылое затишье. Шли годы. Морская торговля и судостроение в новой столице крепли, набирали силу. Но последнее обходилось небогатой русской казне чересчур дорого, поскольку своего корабельного леса на невских берегах не было, а до ставка его издалека была весьма недешевой. Да и слава русского флота после смерти Петра I стала угасать. Морское ведомство не могло с этим смириться и потребовало от властей «привести в добрый порядок флоты и адмиралтей ства». С этой целью в 1730 году указом Анны Иоанновны, вступившей в тот год на российский престол, была образована Воинская морская комиссия, имевшая в своем составе несколько авторитетных адмиралов - сподвижников Петра. Комиссию возглавил вице-канцлер А.И. Остерман. Ей были предостав лены широкие полномочия. Вот эта-то комиссия и вспомнила об Архангельске, о Соломбальском ад миралтействе и о растущей в губернских лесах лиственнице - прекрасном кораблестроительном материале, который «весьма удобно было бы рубить и сплавлять... к Архангельску». Комиссия сочла целесообразным «строить из него 54-пушечные корабли на месте, где во времена императора Петра Вели кого существовала казенная корабельная верфь». Для изучения этого вопроса в Архангельск в 1732 году был направлен корабельный подмастерье Яков Брандт с четырьмя геодезистами. По приез де на Север они, не мешкая, приступили к описи лесов, годных для корабле строения. Брандт добросовестно исполнил возложенные на него обязанности. Во инская морская комиссия, ознакомившись с его донесением, убедилась, что Архангельская губерния действительно обладает в большом количестве ко рабельными толстомерными лесами, найденными им в уездах Кеврольском, Каргопольском, Устюжском и Двинском. После этого комиссия пришла к окончательному решению о возобновлении в Архангельске казенной кора бельной верфи. Но тут возник вопрос: где ее построить? От корабельных мастеров слышали в комиссии, что всем бы хороша Соломбала, да затопля ет ее весенний паводок, и что ни ледоход, то бойся, как бы все строения не уничтожил. Слышали в столице и о том, что на Двине уже начала работу част ная верфь архангелогородского купца Н.С. Крылова. Разрешение на ее стро ительство Никита Саввич получил еще в июле 1729 года. А в 32-м заложил здесь два первых судна: «Двину» и «Вологду». Верфь расположилась в урочи ще Бык и получила название Быковская (в Архангельске ее чаще звали Кры ловской). Возможно, именно здесь целесообразнее начать и государственное кораблестроение? Принять правильное решение можно было только на мес те. И Коммерц-коллегия отправила в Архангельск в конце 1732 года капитана Клавера. Он, осмотрев заброшенные соломбальские эллинги и верфь Ники ты Крылова, не без колебаний отдал предпочтение последней, о чем и доло жил рапортом в столицу. Яков Брандт, вернувшись в ноябре 1732 года в Архангельск после описи лесов, тоже принял участие в выборе места для будущей казенной верфи. И тоже пришел к выводу, что верфь лучше строить на Быку, «где от разлития вод и место безопасное». Однако корабельный подмастерье сделал оговорку: 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz