Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Вслед за «Св. Павлом» со стапелей Соломбальской верфи были спущены сразу шесть кораблей. Все они были флейтами - парусными трехмачтовыми судами. Каждое судно снабжалось пушками, чтобы обезопасить плавание «от воров и разбойников». Годом рождения этих кораблей стал 1701-й, а «крест­ ным отцом» - талантливый и опытный организатор судостроительных работ Елизарий Елизарьевич Избрандт. Иностранные шкиперы, бывшие тогда в Архангельске, похвально отозвались о качестве построенных кораблей. С приездом Избрандта в Архангельск работы на Соломбальской судовер­ фи приняли широкий размах. С устюжских и белозерских заводов сюда везли пушки и корабельное железо, с берегов Северной Двины - корабельный лес... С утра до ночи в адмиралтействе стучали топоры. Строителей торопили. И если случилась задержка, над крестьянскими спинами лихо свистела плеть, согнанных в Соломбалу «людишек» не жалели - решалось дело большой госу­ дарственной важности. В короткие сроки - к 1702 году - здесь были построе­ ны не только более десятка кораблей, но и четыре эллинга. В следующем 1703 году произошло событие необычайной значимости: волею Петра I в устье Невы был заложен новый город - Санкт-Петербург, и царь предпринял энергичные меры для развития здесь привозной и отпуск­ ной торговли. По этой причине заграничная торговля в Архангельске была принесена в жертву столичной, отныне основной поток отечественных гру­ зов, предназначенных к вывозу за границу, направлялся в молодой балтий­ ский порт. Уменьшился объем торговли, и не стало на Севере той нужды в торговом флоте, какая была еще совсем недавно. В результате купеческое судострое­ ние в Архангельске, набравшее было силу, стало приходить в упадок. А Со- ломбальская государственная верфь переориентировалась на строительство военных кораблей, потребность в которых в связи с войной России со Шве­ цией была велика. Интенсивное строительство военных кораблей началось в 1708 году. От­ ныне из Архангельска почти каждый год несколько кораблей отправлялось для пополнения Балтийской эскадры. Не все они доходили до места назначе­ ния, иные гибли на переходе во время жестоких штормов, но те, что преодо­ левали длинный и трудный путь, укрепляли мощь создаваемого на Балтике русского военного флота, верой и правдой служили Отечеству. Корабли соломбальской постройки стали участниками победных сраже­ ний Петра I на Балтике, и этим по праву можно гордиться. Более того - в этих сражениях участвовали и наши земляки-поморы, пополнявшие экипажи по­ строенных в Соломбале боевых кораблей. В короткие сроки они становились опытными матросами, ибо многие из них с юных лет бороздили северные моря - ходили на промыслы, а то и «в Дацку» или «в Норвегу» торговать. Одержав ряд убедительных побед на море, Россия окончательно закре­ пилась на берегах Финского залива - на исконных своих землях. Опасность нападения на столицу с моря уменьшилась. Это позволило Петру I направить значительные материальные и людские ресурсы на расширение невских вер­ фей, в том числе и «партикулярных» - строивших торговые суда. Новая сто­ лица, имевшая прямой выход в Балтийское море, остро нуждалась в создании сильного как военного, так и торгового флота. И многие архангелогородские корабелы - мастера и плотники были переведены в Санкт-Петербург. По этой причине стали сокращаться объемы уже хорошо отлаженных работ Солом­ бальской верфи. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz