Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
Вслед за «Св. Павлом» со стапелей Соломбальской верфи были спущены сразу шесть кораблей. Все они были флейтами - парусными трехмачтовыми судами. Каждое судно снабжалось пушками, чтобы обезопасить плавание «от воров и разбойников». Годом рождения этих кораблей стал 1701-й, а «крест ным отцом» - талантливый и опытный организатор судостроительных работ Елизарий Елизарьевич Избрандт. Иностранные шкиперы, бывшие тогда в Архангельске, похвально отозвались о качестве построенных кораблей. С приездом Избрандта в Архангельск работы на Соломбальской судовер фи приняли широкий размах. С устюжских и белозерских заводов сюда везли пушки и корабельное железо, с берегов Северной Двины - корабельный лес... С утра до ночи в адмиралтействе стучали топоры. Строителей торопили. И если случилась задержка, над крестьянскими спинами лихо свистела плеть, согнанных в Соломбалу «людишек» не жалели - решалось дело большой госу дарственной важности. В короткие сроки - к 1702 году - здесь были построе ны не только более десятка кораблей, но и четыре эллинга. В следующем 1703 году произошло событие необычайной значимости: волею Петра I в устье Невы был заложен новый город - Санкт-Петербург, и царь предпринял энергичные меры для развития здесь привозной и отпуск ной торговли. По этой причине заграничная торговля в Архангельске была принесена в жертву столичной, отныне основной поток отечественных гру зов, предназначенных к вывозу за границу, направлялся в молодой балтий ский порт. Уменьшился объем торговли, и не стало на Севере той нужды в торговом флоте, какая была еще совсем недавно. В результате купеческое судострое ние в Архангельске, набравшее было силу, стало приходить в упадок. А Со- ломбальская государственная верфь переориентировалась на строительство военных кораблей, потребность в которых в связи с войной России со Шве цией была велика. Интенсивное строительство военных кораблей началось в 1708 году. От ныне из Архангельска почти каждый год несколько кораблей отправлялось для пополнения Балтийской эскадры. Не все они доходили до места назначе ния, иные гибли на переходе во время жестоких штормов, но те, что преодо левали длинный и трудный путь, укрепляли мощь создаваемого на Балтике русского военного флота, верой и правдой служили Отечеству. Корабли соломбальской постройки стали участниками победных сраже ний Петра I на Балтике, и этим по праву можно гордиться. Более того - в этих сражениях участвовали и наши земляки-поморы, пополнявшие экипажи по строенных в Соломбале боевых кораблей. В короткие сроки они становились опытными матросами, ибо многие из них с юных лет бороздили северные моря - ходили на промыслы, а то и «в Дацку» или «в Норвегу» торговать. Одержав ряд убедительных побед на море, Россия окончательно закре пилась на берегах Финского залива - на исконных своих землях. Опасность нападения на столицу с моря уменьшилась. Это позволило Петру I направить значительные материальные и людские ресурсы на расширение невских вер фей, в том числе и «партикулярных» - строивших торговые суда. Новая сто лица, имевшая прямой выход в Балтийское море, остро нуждалась в создании сильного как военного, так и торгового флота. И многие архангелогородские корабелы - мастера и плотники были переведены в Санкт-Петербург. По этой причине стали сокращаться объемы уже хорошо отлаженных работ Солом бальской верфи. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz