Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
и останавливались все идущие с моря суда для таможенного досмотра. Бла годаря принятым мерам, ежегодный сбор таможенной пошлины с русских и иностранных судов, посещавших Архангельск, вскоре достиг огромной по тем временам суммы - 70 тысяч рублей в год (при этом всей пошлины от внешней торговли собиралось по стране не более 100 тысяч рублей). Такова была роль северного порта в укреплении финансового положения Русского государства. Значение Архангельского морского порта в судьбах России XVII века очень точно определил доктор исторических наук, профессор Г.Г. Фрумен- ков: «Не прибегая к гиперболам, скажем - во внешней торговле допетровской Руси Архангельск был первым городом, жемчужиной державы. Он сыграл видную роль в разрушении экономической замкнутости и разобщенности, в формировании и развитии всероссийского рынка и внешнего рынка Рос сии XVII века. Вместе с тем внешняя торговля через Архангельский порт в период его расцвета оказала заметное влияние не только на хозяйственное развитие страны, но и на ее международное положение и внешнюю политику правительства». Гордый, никогда не бывший под крепостническим ярмом, закаленный в северных морях, отважный и трудолюбивый народ населял эту «жемчужину державы», государства, во главе которого в 1689 году встал не менее гордый и отважный царь - Петр I, нареченный Великим. На исходе XVII столетия они встретились и - поняли друг друга. Мастеровой народ пришелся государю по душе, а северянам стало по сердцу то государственной важности дело, что за теял здесь молодой Петр. На пользу флота российского На низменных и довольно пустынных берегах Большого Соломбалъского острова летом 1693 года царило необычайное оживление. В торжественной обстановке здесь, на создаваемой волею и желанием Петра Великого первой в России государственной верфи, происходила закладка судна, которому суждено было положить начало россий скому торговому флоту. С этого времени архангельская Соломбала по праву стала на зываться колыбелью отечественного судостроения. Спуском первого корабля на воду завершилась вторая поездка Петра I на Север. По случаю рождения этого первенца царь устроил невиданный здесь доселе праздник. Впервые тишину Северной Двины огласил гром царских пу шек, специально привезенных сюда из Москвы. Корабль нарекли «Св. Павел» и отправили в Голландию с казенным товаром: поташем, смолой, хлебом и лесом. На мачте судна был поднят морской торговый флаг. Поскольку своего к этому времени еще не было, использовали расцветку голландского флага, состоящую из трех цветов: красного, белого и синего., «перемешанных в об ратном голландском флагу порядке». Любопытно, что кормовые флаги первых судов имели весьма значитель ные размеры: в длину они достигали 13 аршин, то есть 9,25 метра. Корабли снабжались несложным штурманским инструментом и картой, которую на зывали «чертежом морского хождения». По распоряжению Петра на каждое судно назначали по три-четыре матроса из числа соломбальских мастеровых «для спознания морского ходу, корабельной оснастки и немецкого языка». 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz