Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

берегов Белого и Баренцева морей, кроме Кольского острога, были перенесе­ ны в Новохолмогоры - так стал называться новоиспеченный город. В конце 70-х годов того же столетия торговые связи с Московским госу­ дарством установили голландцы. Они обосновались в Подужемском устье Се­ верной Двины, где «завели свои пакгаузы». Получив царский указ, голландцы тотчас же перевели склады свои с Пу- дожемского устья в Новохолмогоры, тогда как англичане, которым это было очень неприятно (потому что с этого времени стал резко сокращаться объ­ ем внешней торговли, ведущейся через пристань острова Ягры. - Г. П.), до 1591 года оставались на Розовом острове, где действовала так называемая «английская компания в России». Суда же частных английских купцов, как и голландские корабли, отныне стали приходить с товарами в новый порт на Северной Двине. С этого времени и вплоть до основания Петербурга (1703) вся отпускная торговля «по божьей дороге океану-морю» шла только через Архангельскую гавань, которая, как магнит, притягивала к себе корабли под флагами мор­ ских наций. В весенне-летние месяцы Архангельский порт встречал купцов английских, голландских, немецких, шведских, датских, французских... Во избежание нападения пиратов иностранные суда с грузом заморских товаров приходили в Архангельск партиями в сопровождении военного кон­ воя. В то же время сюда на барках, дощаниках, плотах «прибывали по Север­ ной Двине предназначенные для экспорта предметы русской добывающей промышленности. Из Мезени, Онеги, с Соловков спешили в Архангельск по морю кочмары и шняки с товарами северной продажи. Из Устюга доставля­ лась сибирская пушнина...». В 1667 году сгорели деревянные «амбарии». Строительство новых, камен­ ных, длилось 16 лет, но зато эти Гостиные дворы были поставлены на века и, замечу, стали в Русском государстве крупнейшим каменным сооружением того времени. С 1600 по 1658 год торговля через Архангельск увеличилась по числу прибывших иностранных судов более чем в три раза. Некоторое сокращение судооборота порта произошло в конце 60-х - начале 70-х годов, что было вы­ звано отменой привилегий иноземным купцам, главным образом англичанам, которые до этого господствовали в беломорской торговле. «...Иноземцы, особливо англичане, платили русскому народу таким пре­ зрением, забылись до того, что принимали дарованные преимущества, как должное, считали дозволенными всякие средства, ведущие к обогащению, лишь бы ослабить приютившее их государство и сделать берега его недоступ­ ными для кораблей других народов», - с горечью отмечал С.Ф. Огородников. В 1667 году русский царь (на престоле был отец Петра I Алексей Михай­ лович) ограничил иностранную торговлю с тем, чтобы усилить отечествен­ ную: был издан Новоторговый устав, который составили 94 статьи, из них 52 имели непосредственное отношение к торговой деятельности Архангельска. Новоторговый устав, в частности, предписывал всем иностранным судам, следовавшим в Белое море, не останавливаться ни у каких селений, кроме Колы и Архангельска. Холмогорская таможня была упразднена, отныне до­ смотр судов производился на Архангельском городском рейде, да и сам этот досмотр ужесточился: за каждое нарушение таможенных правил («обряднос­ тей») товар подвергался конфискации. На взморье - в Березовском рукаве Северной Двины - построили особую заставу (так называемые «шанцы»), где 6 - 1 2 1 1 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz