Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

В 1555 году на том же судне Ченслер вновь пришел в Белое море, на этот раз имея на борту не только груз, но и нескольких английских купцов. Подойдя к Николо-Корельскому монастырю, расположенному на бере­ гу Никольского рукава Северной Двины, англичане облюбовали небольшую удобную бухту острова Ягры , построили здесь пристань, в дальнейшем по­ лучившую название Никольской, и помещения для хранения привезенных товаров. Защищенный от ветров небольшой залив Ченслер назвал рейдом святого Николая, а остров Ягры - Розовым из-за обилия цветущего там ши­ повника. Привезенные товары перегружались здесь на речные суда и под провод­ кой местных крестьян, хорошо знавших «судовой ход» Северной Двины, до­ ставлялись в Холмогоры, бывшие тогда административным центром Двин­ ской области, а затем перевозились в Москву. Русская внешняя торговля через Белое море началась при исключитель­ но благоприятных для англичан обстоятельствах: они вели ее беспошлинно; имели право открывать в России торговые дома; им предоставлялись приста­ ни не только в устье Северной Двины, но и в Холмогорах, Коле, Мезени, Пе- ченге и других приморских пунктах. Любопытно, что сам Ченслер, довольно основательно ознакомившийся с положением дел в Московском государстве, откровенно писал в своих запис­ ках: «Если бы Россия только сознавала все свое могущество, никому бы с ней не совладать; теперь она подобна молодому коню, которого, несмотря на всю его силу, может обуздать малый ребенок». В августе 1556 года от Никольской пристани отошли к родным берегам сразу четыре английских судна. На «Эдуарде Бонавентура» вместе с Ченсле- ром и его сыном в дальний путь отправился «посланником от царя Иоанна Васильевича» вологодский дворянин Осип Григорьевич Непея со свитой из 16 человек, в числе которых находилось несколько московских купцов. В трю­ мах судна были тщательно уложены русские товары. В ноябре у берегов Шотландии «Эдуард Бонавентура» потерпел крушение. Ченслер с сыном погибли. Пропал почти весь груз. Но Осип Непея спасся, добрался до Лондона и был принят королем. Русский посланник сумел выпол­ нить важное царское поручение, устанавливавшее основы государственных отношений между обеими странами. В том же году между Москвой и Лондо­ ном был подписан договор, и с этого времени англичане стали постоянными торговыми партнерами России. Дальнейшее расширение торговли с Англи­ ей Иван грозный связывал с Балтикой, поскольку навигация в северных мо­ рях была короткой, и это сдерживало торговые операции. Чтобы добиться поставленной цели, русский царь начал в 1558 году Ливонскую войну. Длив­ шаяся четверть века, она так и не принесла России достижения намеченной цели. Единственным «окном в Европу» оставался Север, следовательно, надо было по-настоящему обустраивать его гавань. И царь принял решение обус­ троить в устье Северной Двины город-порт. Указ был «писан» 4 марта 1583 года, а к лету следующего года у мыса Пур-Наволок было закончено сооруже­ ние пристани, а затем и «амбариев», в которые по зимнему тракту завезли предназначенные к заграничному отпуску русские товары. А летом 1585 года впервые на рейд нового порта пришли иностранные корабли. Навигации 1585 и 1586 годов показали удобство расположения, а пото­ му и жизненность зарождающегося морского порта. Архангельский историк Василий Крестинин отмечал, что по этой причине в 1587 году все «торги» с 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz