Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

ством начальника Архангельского порта. Первое заседание Архангельского присутствия по портовым делам прошло 8 декабря 1904 г. В его состав помимо председателя К.Г. Толстого вошли представители Управления торгового мо­ реплавания и портов: начальник работ по улучшению Архангельского торго­ вого порта статский советник инженер С.В. Кирпичников, от Министерства внутренних дел - непременный член губернского по городским делам При­ сутствия коллежский советник М.П. Протопопов; от Министерства путей сообщения - инспектор судоходства и. о. начальника Вилегодского отдела Вытегорского округа статский советник П.Г. Коломийцев, от Министерства юстиции - прокурор Архангельского окружного суда коллежский советник В.И. Греков, от Военного министерства - Архангельский уездный воинский начальник полковник Э.С. Запасной, от Морского министерства - лоцман­ ский командир Общества архангельских лоцманов корпуса флотских штурма­ нов подполковник Н.Ф. Лемехов; от Министерства финансов - заместитель управляющего Архангельской таможней коллежский советник А.В. Михай­ лов, от Министерства земледелия и государственных имуществ - чиновник особых поручений, и. о. заведующего рыбными и морскими звериными про­ мыслами Архангельской губернии надворный советник Н.Н. Варпаховский, архангельский городской голова купец П.М. Лейцингер, от Комитета торгов­ ли и мануфактур - купец А.Ю. Сурков, от архангельского купечества - купец Е.И. Шергольд и потомственный почетный гражданин Я.Е. Макаров. С пра­ вом совещательного голоса в состав присутствия включались торговые тех­ ники - инженер-механик порта титулярный советник П.М. Дмитриев и ко­ рабельный инженер Н.А. Парунов. Таким образом, были представлены все заинтересованные в работе морского порта лица. Присутствие выполняло роль совещательного органа при начальнике порта. <...> Управление имело два участка - один в городе и второй в Соломбале. <...> Общество архангельских лоцманов согласно статье 301 Торгового устава 1903 г. теперь подчинялось начальнику торгового порта в Архангельске. Гра­ ницы порта определялись на заседании Архангельского присутствия по пор­ товым делам 18 января 1905 г. от шестой версты выше города до Белой баш­ ни острова Мудьюг. В этих границах все береговые сооружения и городские пристани из ведения городского управления передавались в ведение Глав­ ного управления торгового мореплавания и портов. Все расходы по произ­ водству работ по береговому укреплению передавались Министерству путей сообщения. Вместе с тем уже в первом отчете Управления порта за 1904 г. отмечалось «недостаточно интенсивное отношение городского самоуправ­ ления к нуждам города»... а также что «состояние городской земли в преде­ лах торгово-морских операций, пристаней и сооружений в самом плачевном состоянии, благодаря полному отсутствию надзора за береговой полосой со стороны Городской управы и полиции... Пристани со спусками - это стоки с резервуарами уличной грязи с примесью продуктов засолки рыбы и гнию­ щих ее остатков». В навигацию 1905 г. Управление порта назначает комиссию для освиде­ тельствования судов Товарищества Архангельско-Мурманского срочного па­ роходства под председательством помощника начальника порта, в составе ко­ миссии были два портовых техника и врач. Ставится вопрос о приобретении для порта ледокола и парохода портовой службы, учитывая большие размеры акватории порта. О необходимости иметь ледокол в Архангельском порту не­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz