Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

.причинами ускоренного роста морского грузооборота Архангель­ ского порта в 1890-1900 гг. после многих лет застоя явились, во-первых, об­ щий подъем экономики России в конце X IX - начале XX вв., а во-вторых, и это самое главное, кардинальные изменения в инфраструктуре Европейского Севера: строительство железных дорог Вологда-Архангельск и Пермь-Кот- лас; начало дноуглубления в Архангельском порту, дальнейшее развитие паро­ вого судоходства, как морского, так и речного; возрастание спроса на русский лес на мировом рынке, что стимулировало ускоренное развитие на Севере ле­ сопильной промышленности, а также и создание Управления Архангельского морского торгового порта. § 4 . О р гани заци я Управлени я А р х а н г ел ь с к о го м ор ско го т о р г о в о го пор та Архангельский морской торговый порт открылся одновременно с образо­ ванием посада в Архангельске в конце XVI в. Однако Управление порта было учреждено только в начале XX в. До этого порт обычно находился в ведении городского управления. В июне 1901 г. было утверждено Положение о местном управлении при­ морскими торговыми портами, согласно которому в морских торговых пор­ тах учреждались управления морских портов, которые подчинялись ведом­ ству Главного управления торгового мореплавания и портов. 26 апреля 1904 г. последовало «высочайшее повеление... распространить действие Правил о местном управлении приморскими торговыми портами... на порты: Азов, Архангельск, Нарву, Пярну и Рени». Высочайшим приказом по Гражданскому ведомству 5 июня 1904 г. № 42 начальником Архангельского торгового пор­ та назначался коллежский асессор граф Константин Георгиевич Толстой, от­ ставной лейтенант, бывший старший помощник начальника Рижского порта с оставлением его почетным мировым судьей. < ...> Помощником начальника порта назначался шкипер дальнего плавания капитан 1-го разряда А.Л. Эльзенгер, техниками - инженер путей сообще­ ния Парунов и инженер-технолог Любавин, делопроизводителем - старший портовый надзиратель Петербургского порта губернский секретарь Зотов. 26 июня 1904 г. граф К.Г. Толстой издает свой первый приказ о вступлении в должность. В связи с тем, что приказ по ведомству Главного управления торгового мореплавания и портов был издан 1 июля 1904 г., то впоследствии эта дата считается датой учреждения Управления порта в Архангельске, что было подтверждено справкой за 1910 г. <...> 6 июля 1904 г. «Архангельские губернские ведомости» напечатали объяв­ ление об учреждении Управления Архангельского торгового порта. Теперь морской порт превращался в казенное государственное предприятие. Пред­ лагалось всем судовладельцам сообщить в Управление порта «число парохо­ дов и парусных судов, расписание срочных рейсов и все перемены в расписа­ нии». Первый адрес Управления Архангельского торгового порта - Торговый проспект, дом Антрушина, 26. В октябре того же года Управление переводит­ ся в дом Поповой по набережной, рядом с корабельной конторой Архангель­ ской таможни. 9 июля 1904 г. отдел торговых портов Главного управления торгового мо­ реплавания предложил архангельскому губернатору согласно Торговому уста­ ву организовать местное присутствие по портовым делам под председатель­ 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz