Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Основная статья вывоза на протяжении всего периода - это хлебные гру­ зы, которые составляли более половины вывезенных грузов. Так, в навига­ цию 1911 г. вывоз в малом каботаже из Архангельска составил 2 613 722 пуда, из них мука ржаная 943 330 пудов (основной продукт питания жителей Се­ вера), мука пшеничная 106 714 пудов, спиртные напитки 280 473 пуда, рыба 158 979 пудов, из непродовольственных грузов следует упомянуть кирпич - 129 613 пудов, железо разное - 92 796 пудов. Большое место в вывозе занима­ ла соль, которая шла на засолку рыбы. <...> Основной статьей ввоза в малом каботаже была рыба: в 1907 г. доставлено 185 670 пудов (28,2%), в 1911 г. - 527 502 пуда (41% ), в 1912 г. - 544 416 пудов (57,2%), в 1913 г. - 588 198 пудов (62,8%). Всего рыбные продукты только в ввозе 1913 г. составили 725 577 пудов (77,2% к объему привоза). Далее шли сахар, чай, соль, строительные мате­ риалы и различные готовые изделия. Да еще отдельно учитывался привоз сельди - только в 1912 г. было завезено в малом каботаже 47 609 пудов. <...> Наряду с малым каботажем в конце периода развивается и плавание в большом каботаже - морское сообщение между портами разных морских бас­ сейнов. В основном это были перевозки между Архангельском и Петербур­ гом, которые регулярно осуществляли суда Архангельско-Мурманского сроч­ ного пароходства весной и осенью, т. е. в начале и конце навигации. <...> В целом грузооборот Архангельского морского торгового порта за 20 лет, с 1894 г. по 1913 г., вырос по объему более чем в 4 раза, причем несколько больше (в 4,4 раза) вырос ввоз грузов морской торговли, и в 4,1 раза увеличил­ ся вывоз грузов. Но по-прежнему Архангельск оставался портом вывозным: вывоз составил 88,5% от общего грузооборота. Что касается самой структу­ ры грузооборота, то подавляющую его часть в отношении ввоза и вывоза со­ ставляла внешняя торговля, совсем немного перевозки в малом каботаже и еще меньше в большом каботаже <...>. Таким образом, основное назначение Архангельского порта определилось уже в то время, и на многие десятилетия вперед он оставался портом экспортного назначения. И только будущие Пер­ вая мировая война и Великая Отечественная война изменили это соотноше­ ние в пользу ввоза грузов. Грузооборот Архангельского порта (тыс. пудов) Показатель 1894 1900 1913 Удельный вес, % Ввоз 1980 3200 8896 100 11,5 Внешняя торговля 1532 2683 7511 84,4 - Малый каботаж 448 422 931 10,4 - Большой каботаж - 95 454 5,2 - Вывоз 16 585 27 570 68 361 100 88,5 Внешняя торговля 15 016 24 780 64 739 94,7 - Большой каботаж - 70 315 0,5 - Малый каботаж 1569 2720 3307 4,8 - Общий грузооборот 18 743 30 770 77 257 - 100 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz