Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
Основная статья вывоза на протяжении всего периода - это хлебные гру зы, которые составляли более половины вывезенных грузов. Так, в навига цию 1911 г. вывоз в малом каботаже из Архангельска составил 2 613 722 пуда, из них мука ржаная 943 330 пудов (основной продукт питания жителей Се вера), мука пшеничная 106 714 пудов, спиртные напитки 280 473 пуда, рыба 158 979 пудов, из непродовольственных грузов следует упомянуть кирпич - 129 613 пудов, железо разное - 92 796 пудов. Большое место в вывозе занима ла соль, которая шла на засолку рыбы. <...> Основной статьей ввоза в малом каботаже была рыба: в 1907 г. доставлено 185 670 пудов (28,2%), в 1911 г. - 527 502 пуда (41% ), в 1912 г. - 544 416 пудов (57,2%), в 1913 г. - 588 198 пудов (62,8%). Всего рыбные продукты только в ввозе 1913 г. составили 725 577 пудов (77,2% к объему привоза). Далее шли сахар, чай, соль, строительные мате риалы и различные готовые изделия. Да еще отдельно учитывался привоз сельди - только в 1912 г. было завезено в малом каботаже 47 609 пудов. <...> Наряду с малым каботажем в конце периода развивается и плавание в большом каботаже - морское сообщение между портами разных морских бас сейнов. В основном это были перевозки между Архангельском и Петербур гом, которые регулярно осуществляли суда Архангельско-Мурманского сроч ного пароходства весной и осенью, т. е. в начале и конце навигации. <...> В целом грузооборот Архангельского морского торгового порта за 20 лет, с 1894 г. по 1913 г., вырос по объему более чем в 4 раза, причем несколько больше (в 4,4 раза) вырос ввоз грузов морской торговли, и в 4,1 раза увеличил ся вывоз грузов. Но по-прежнему Архангельск оставался портом вывозным: вывоз составил 88,5% от общего грузооборота. Что касается самой структу ры грузооборота, то подавляющую его часть в отношении ввоза и вывоза со ставляла внешняя торговля, совсем немного перевозки в малом каботаже и еще меньше в большом каботаже <...>. Таким образом, основное назначение Архангельского порта определилось уже в то время, и на многие десятилетия вперед он оставался портом экспортного назначения. И только будущие Пер вая мировая война и Великая Отечественная война изменили это соотноше ние в пользу ввоза грузов. Грузооборот Архангельского порта (тыс. пудов) Показатель 1894 1900 1913 Удельный вес, % Ввоз 1980 3200 8896 100 11,5 Внешняя торговля 1532 2683 7511 84,4 - Малый каботаж 448 422 931 10,4 - Большой каботаж - 95 454 5,2 - Вывоз 16 585 27 570 68 361 100 88,5 Внешняя торговля 15 016 24 780 64 739 94,7 - Большой каботаж - 70 315 0,5 - Малый каботаж 1569 2720 3307 4,8 - Общий грузооборот 18 743 30 770 77 257 - 100 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz