Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
<...> В 1901 г. работали три земснаряда: многочерпаковый «Нева-9», само- отвозный землесос «Тит Эйдригевич» и землесосная шаланда «Орлец» (так официально называлась). Они обеспечили наименьшие глубины на полную воду в районе Мосеева острова - 20 футов и на Березовом баре - 19 футов. Дальнейшее пополнение дноуглубительного флота новыми земснарядами позволило довести глубины в реке до 22 футов и на баре до 20 футов на на именьшую приливную воду. Накануне Первой мировой войны в 1913 г. глуби ны на Березовом баре были доведены до 23,5 фута. <...> В связи с резким увеличением в годы Первой мировой войны грузообо рота Архангельского порта, через который пошел основной поток военной помощи от союзников России по Антанте, потребовалось увеличение глубин и самих подходных каналов к причалам порта. Тем более что были построены новые грузовые районы порта Бакарица и Экономия, что также потребовало значительного увеличения объема дноуглубительных работ. Это обусловило и значительное пополнение дноуглубительного флота. В 1916 г. Управление работ имело уже 7 многочерпаковых земснарядов. Были получены из Голлан дии з / с «С. Кирпичников» и из Англии - «Генерал Диац», «Корнуэлл» и № 18. Кроме того, Управление имело 5 земснарядов и рефулеров, 11 паровых ша ланд, 7 буксиров, 2 плавкрана, 2 угольных судна, 2 плавучих элеватора и вспо могательные суда. В 1916 г. объем дноуглубительных работ составил 238 188 куб. саж., т. е. в 4 раза больше, чем в 1901 г. Глубины на городском рейде были доведены до 24 футов, а на Березовом баре составили 29,5 фута к низкому горизонту 1881 г. Таким образом, создание и развитие дноуглубительного флота на Севере позволило не только возродить Архангельский порт к концу X IX в., когда тор говый морской флот переходил от небольших парусников к паровому флоту. Дноуглубительные работы расширили возможности Архангельского порта по резкому увеличению его грузооборота, особенно после окончания строитель ства железной дороги на Архангельск. Дноуглубительные работы обеспечили бесперебойный прием большого потока военных грузов в годы Первой миро вой войны. <...> И после окончания Гражданской войны и иностранной военной ин тервенции дноуглубительный флот Управления позволил возобновить дно углубительные работы и восстановить работу Архангельского порта уже при советской власти. Начало дноуглубления на Севере и его дальнейшее развитие - яркий пример того, как решение определенной технической за дачи оказывает непосредственное воздействие на экономическую и социаль ную жизнь региона. § 3. Р а з в и т и е А р х а н г ел ь с к о го порта в 1 8 9 1 - 1 9 1 3 го д а х В конце X IX - начале XX в. в жизни Архангельского порта произошли три важнейших события, выведшие его из состояния застоя и способствовав шие его довольно быстрому развитию. Во-первых, это дноуглубительные ра боты, расчистившие устье Северной Двины и обеспечившие проход морских и океанских судов в Архангельск. Во-вторых, это постройка железной дороги Вологда-Архангельск в 1898 г. и железной дороги Пермь-Котлас в 1899 г., дав шей путь через Архангельск сибирскому хлебу. В-третьих, это организация в 1904 г. Управления Архангельского морского порта. С этого времени морской порт превратился в казенное государственное предприятие. Все эти меры 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz