Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

<...> В 1901 г. работали три земснаряда: многочерпаковый «Нева-9», само- отвозный землесос «Тит Эйдригевич» и землесосная шаланда «Орлец» (так официально называлась). Они обеспечили наименьшие глубины на полную воду в районе Мосеева острова - 20 футов и на Березовом баре - 19 футов. Дальнейшее пополнение дноуглубительного флота новыми земснарядами позволило довести глубины в реке до 22 футов и на баре до 20 футов на на­ именьшую приливную воду. Накануне Первой мировой войны в 1913 г. глуби­ ны на Березовом баре были доведены до 23,5 фута. <...> В связи с резким увеличением в годы Первой мировой войны грузообо­ рота Архангельского порта, через который пошел основной поток военной помощи от союзников России по Антанте, потребовалось увеличение глубин и самих подходных каналов к причалам порта. Тем более что были построены новые грузовые районы порта Бакарица и Экономия, что также потребовало значительного увеличения объема дноуглубительных работ. Это обусловило и значительное пополнение дноуглубительного флота. В 1916 г. Управление работ имело уже 7 многочерпаковых земснарядов. Были получены из Голлан­ дии з / с «С. Кирпичников» и из Англии - «Генерал Диац», «Корнуэлл» и № 18. Кроме того, Управление имело 5 земснарядов и рефулеров, 11 паровых ша­ ланд, 7 буксиров, 2 плавкрана, 2 угольных судна, 2 плавучих элеватора и вспо­ могательные суда. В 1916 г. объем дноуглубительных работ составил 238 188 куб. саж., т. е. в 4 раза больше, чем в 1901 г. Глубины на городском рейде были доведены до 24 футов, а на Березовом баре составили 29,5 фута к низкому горизонту 1881 г. Таким образом, создание и развитие дноуглубительного флота на Севере позволило не только возродить Архангельский порт к концу X IX в., когда тор­ говый морской флот переходил от небольших парусников к паровому флоту. Дноуглубительные работы расширили возможности Архангельского порта по резкому увеличению его грузооборота, особенно после окончания строитель­ ства железной дороги на Архангельск. Дноуглубительные работы обеспечили бесперебойный прием большого потока военных грузов в годы Первой миро­ вой войны. <...> И после окончания Гражданской войны и иностранной военной ин­ тервенции дноуглубительный флот Управления позволил возобновить дно­ углубительные работы и восстановить работу Архангельского порта уже при советской власти. Начало дноуглубления на Севере и его дальнейшее развитие - яркий пример того, как решение определенной технической за­ дачи оказывает непосредственное воздействие на экономическую и социаль­ ную жизнь региона. § 3. Р а з в и т и е А р х а н г ел ь с к о го порта в 1 8 9 1 - 1 9 1 3 го д а х В конце X IX - начале XX в. в жизни Архангельского порта произошли три важнейших события, выведшие его из состояния застоя и способствовав­ шие его довольно быстрому развитию. Во-первых, это дноуглубительные ра­ боты, расчистившие устье Северной Двины и обеспечившие проход морских и океанских судов в Архангельск. Во-вторых, это постройка железной дороги Вологда-Архангельск в 1898 г. и железной дороги Пермь-Котлас в 1899 г., дав­ шей путь через Архангельск сибирскому хлебу. В-третьих, это организация в 1904 г. Управления Архангельского морского порта. С этого времени морской порт превратился в казенное государственное предприятие. Все эти меры 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz