Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

суда земкаравана ставились в Повракульской гавани или гавани (затон) у де­ ревни Хвосты Соломбальской волости. Отсутствие постоянного места бази­ рования земкаравана заставило начальника Управления в 1892 г. обратиться к архангельскому губернатору с просьбой об отводе необходимого земельного участка. В 1896 г. Управлению был отведен участок в Соломбале напротив Мо- сеева острова между Соловецким подворьем, пристанью Мурманского обще­ ства и заводом Ульсена. Проведенные дноуглубительные работы позволили получить вместительную гавань для судов земкаравана, рядом были постро­ ены производственные мастерские для ремонта судов. В 1904 г. там же было построено каменное двухэтажное здание Управления, на втором этаже рас­ положилась квартира начальника Управления, которым с 1895 по 1913 г. был инженер С.В. Кирпичников, внесший большой вклад в развитие северного дноуглубительного флота и Архангельского порта. <...> В 1913 г. он был пе­ реведен начальником работ Рижского порта. Скончался С.В. Кирпичников в Петрограде 14 сентября 1915 г. В том же году в Голландии был построен зем­ лечерпательный снаряд, получивший его имя. Постепенно дноуглубительный флот Управления пополнялся новыми земснарядами. В 1898 г. получены впервые два землесоса: «Тит Эйдригевич» из Англии и «Орлец» из Голландии. Землесос «Орлец» производительностью 200 м3/ч а с проработал на Севере 70 лет и был списан только в 1968 г. <...> В 1905 г. пришел построенный в Риге в 1903 г. многочерпаковый самоход­ ный земснаряд «Николай Вознесенский», в 1940-е гг. переименованный в з / ч «Онежская». Производительность 360 м3/ч а с , паровая машина 330 и. л. с., размеры 48,2x9,4x3,0 м, скорость хода 5,5 узла. В 1904 г. был получен постро­ енный в Петербурге несамоходный рефулер «Кегостров» производительнос­ тью 20 куб. саженей в час. В 1911 г. из Петербурга был переведен самоходный землечерпательный снаряд «Ф. Энрольд» производительностью 400 м3/ч а с , с глубиной черпания 32 фута, паровой машиной 500 и. л. с., построенный в Англии в 1895 г. Вместе с ним были переданы две паровые самоходные грунтовозные шаланды «Гуту- евский остров» и «Канонерский остров» мощностью по 400 и. л. с. и емкос­ тью грунтового трюма 360 м3. 3 / ч «Ф. Энрольд» и шаланды составили второй земкараван или, как его называли, новый земкараван. Описывая путешествие архангельского губернатора А.П. Энгельгардта в Кемский и Кольский уезды в 1895 г., корреспондент губернских ведомостей с удовлетворением отмечал, что «глубины до 18 футов - великое дело для Ар­ хангельска сделали землечерпательные работы». Действительно, благодаря землечерпанию глубины на подходных каналах были значительно увеличены и поддерживались на достигнутом уровне: Годы 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 Глубины на Бере­ зовом баре, фут. 14,5 14,5 15,0 19,5 18,5 19,5 18,0 18,5 18,25 18,75 20,0 Глубины на Двин­ ском канале, фут. 14,5 - - 19,0 19,75 19,5 19,2 18,5 18,25 18,25 20,0 Примечание: за 1890-1895 гг. глубины даны на полную среднюю воду; далее - на наименьшую из полных вод. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz