Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
суда земкаравана ставились в Повракульской гавани или гавани (затон) у де ревни Хвосты Соломбальской волости. Отсутствие постоянного места бази рования земкаравана заставило начальника Управления в 1892 г. обратиться к архангельскому губернатору с просьбой об отводе необходимого земельного участка. В 1896 г. Управлению был отведен участок в Соломбале напротив Мо- сеева острова между Соловецким подворьем, пристанью Мурманского обще ства и заводом Ульсена. Проведенные дноуглубительные работы позволили получить вместительную гавань для судов земкаравана, рядом были постро ены производственные мастерские для ремонта судов. В 1904 г. там же было построено каменное двухэтажное здание Управления, на втором этаже рас положилась квартира начальника Управления, которым с 1895 по 1913 г. был инженер С.В. Кирпичников, внесший большой вклад в развитие северного дноуглубительного флота и Архангельского порта. <...> В 1913 г. он был пе реведен начальником работ Рижского порта. Скончался С.В. Кирпичников в Петрограде 14 сентября 1915 г. В том же году в Голландии был построен зем лечерпательный снаряд, получивший его имя. Постепенно дноуглубительный флот Управления пополнялся новыми земснарядами. В 1898 г. получены впервые два землесоса: «Тит Эйдригевич» из Англии и «Орлец» из Голландии. Землесос «Орлец» производительностью 200 м3/ч а с проработал на Севере 70 лет и был списан только в 1968 г. <...> В 1905 г. пришел построенный в Риге в 1903 г. многочерпаковый самоход ный земснаряд «Николай Вознесенский», в 1940-е гг. переименованный в з / ч «Онежская». Производительность 360 м3/ч а с , паровая машина 330 и. л. с., размеры 48,2x9,4x3,0 м, скорость хода 5,5 узла. В 1904 г. был получен постро енный в Петербурге несамоходный рефулер «Кегостров» производительнос тью 20 куб. саженей в час. В 1911 г. из Петербурга был переведен самоходный землечерпательный снаряд «Ф. Энрольд» производительностью 400 м3/ч а с , с глубиной черпания 32 фута, паровой машиной 500 и. л. с., построенный в Англии в 1895 г. Вместе с ним были переданы две паровые самоходные грунтовозные шаланды «Гуту- евский остров» и «Канонерский остров» мощностью по 400 и. л. с. и емкос тью грунтового трюма 360 м3. 3 / ч «Ф. Энрольд» и шаланды составили второй земкараван или, как его называли, новый земкараван. Описывая путешествие архангельского губернатора А.П. Энгельгардта в Кемский и Кольский уезды в 1895 г., корреспондент губернских ведомостей с удовлетворением отмечал, что «глубины до 18 футов - великое дело для Ар хангельска сделали землечерпательные работы». Действительно, благодаря землечерпанию глубины на подходных каналах были значительно увеличены и поддерживались на достигнутом уровне: Годы 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 Глубины на Бере зовом баре, фут. 14,5 14,5 15,0 19,5 18,5 19,5 18,0 18,5 18,25 18,75 20,0 Глубины на Двин ском канале, фут. 14,5 - - 19,0 19,75 19,5 19,2 18,5 18,25 18,25 20,0 Примечание: за 1890-1895 гг. глубины даны на полную среднюю воду; далее - на наименьшую из полных вод. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz