Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

пательную машину, учредить для производства работ особое Управление, вы­ делить единовременно на эти цели 450 ООО рублей, а затем ежегодно за счет казны по 25 ООО рублей. 16 февраля 1887 г. мнение Государственного совета было утверждено императором. Так было учреждено для проведения дноуглубительных работ государст­ венное предприятие Управление работ по улучшению Архангельского порта. Управление подчинялось Комиссии по устройству коммерческих портов Ми­ нистерства путей сообщения. Первым начальником Управления назначили инженера В. Надпорожского, заместителем - молодого инженера С.В. Кир- пичникова. Летом 1887 г. провели необходимые изыскания, зимой 1 8 8 7 /8 8 г. составили проект по углублению. Весной 1888 г. из Петербурга отправили по внутренним водным путям (Мариинская система - река Сухона - река Север­ ная Двина) в разобранном виде несамоходный многочерпаковый земснаряд «Нева-9». <...> «Нева-9» - небольшое судно, построенное в 1879 г. в Англии, размерами: длина 38,4 м, ширина 8,54 м и высота борта 2,35 м, с паровой машиной 180 и. л. с., которая приводила в движение черпаковую цепь. Производительность земснаряда составляла 20 куб. саженей грунта в час (около 200 м3/ ч а с ) , глу­ бина черпания 25 футов (7,62 м). Земснаряд «Нева-9» оказался долгожителем морского дноуглубительного флота и благополучно проработал в Архангель­ ске до 1960 г., когда был списан в возрасте 81 года - для судна возраст очень почтенный. Автор этих строк в конце 1950-х гг. работал инженером в Архан­ гельском управлении морских путей и по роду занятий неоднократно бывал на этом земснаряде, уже в те годы казавшемся раритетом дноуглубительной техники. Благополучно завершив переход, земснаряд был собран в Архангельске и сразу приступил к работам по углублению речки Курьи для стоянки судов зем­ лечерпательного каравана. В 1889 г. прибыли из Финляндии два буксирных парохода «Помор» и «Беломор». Для отвоза грунта в Архангельске построили четыре деревянные шаланды. В навигацию 1889 г. дноуглубительные работы проводились вначале на Березовом баре, а с наступлением осени у Мосеева острова. Поднятый грунт отвозился на свалку за 12 -13 верст в Мурманский рукав. В 1890 г. дноуглубительные работы продолжились и на Березовом баре, и у Мосеева острова. <...> Земкараван начал работать на Березовом баре 22 мая и работал по 23 ав­ густа. За это время был прорыт канал в 480 саженей со средней шириной 25 саженей и наименьшей глубиной 2,07 сажени от низкого отливного горизон­ та. Было загружено 888 шаланд, вынуто 6662,3 куб. саж. Из 2220 часов рабо­ чих было 552 часа, остальные - простой по метеопричинам, когда из-за ветра и волнения приходилось приостанавливать работу. С наступлением темных ночей земкараван перешел на работы к Мосееву острову, пройдя за осень 390 саженей и подняв 4817 куб. саж. грунта. Всего за год было поднято 11 476 куб. саж. (111 431 м3) грунта. Уже в первые годы работы по дноуглублению дали свои результаты. В навигацию 1891 г. впервые после почти 50-летнего пере­ рыва на городской рейд без перегрузки товаров прошло почти 30 больших морских судов. К началу 1890-х гг. сформировался первый землечерпательный караван. В Англии приобрели п / х «Полярный», затем судно для снабжения судов зем- каравана углем, для разъездов приобрели несколько карбасов и паровой ка­ тер. Уголь для судов земкаравана доставлялся из Англии. На зимний отстой 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz