Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
пательную машину, учредить для производства работ особое Управление, вы делить единовременно на эти цели 450 ООО рублей, а затем ежегодно за счет казны по 25 ООО рублей. 16 февраля 1887 г. мнение Государственного совета было утверждено императором. Так было учреждено для проведения дноуглубительных работ государст венное предприятие Управление работ по улучшению Архангельского порта. Управление подчинялось Комиссии по устройству коммерческих портов Ми нистерства путей сообщения. Первым начальником Управления назначили инженера В. Надпорожского, заместителем - молодого инженера С.В. Кир- пичникова. Летом 1887 г. провели необходимые изыскания, зимой 1 8 8 7 /8 8 г. составили проект по углублению. Весной 1888 г. из Петербурга отправили по внутренним водным путям (Мариинская система - река Сухона - река Север ная Двина) в разобранном виде несамоходный многочерпаковый земснаряд «Нева-9». <...> «Нева-9» - небольшое судно, построенное в 1879 г. в Англии, размерами: длина 38,4 м, ширина 8,54 м и высота борта 2,35 м, с паровой машиной 180 и. л. с., которая приводила в движение черпаковую цепь. Производительность земснаряда составляла 20 куб. саженей грунта в час (около 200 м3/ ч а с ) , глу бина черпания 25 футов (7,62 м). Земснаряд «Нева-9» оказался долгожителем морского дноуглубительного флота и благополучно проработал в Архангель ске до 1960 г., когда был списан в возрасте 81 года - для судна возраст очень почтенный. Автор этих строк в конце 1950-х гг. работал инженером в Архан гельском управлении морских путей и по роду занятий неоднократно бывал на этом земснаряде, уже в те годы казавшемся раритетом дноуглубительной техники. Благополучно завершив переход, земснаряд был собран в Архангельске и сразу приступил к работам по углублению речки Курьи для стоянки судов зем лечерпательного каравана. В 1889 г. прибыли из Финляндии два буксирных парохода «Помор» и «Беломор». Для отвоза грунта в Архангельске построили четыре деревянные шаланды. В навигацию 1889 г. дноуглубительные работы проводились вначале на Березовом баре, а с наступлением осени у Мосеева острова. Поднятый грунт отвозился на свалку за 12 -13 верст в Мурманский рукав. В 1890 г. дноуглубительные работы продолжились и на Березовом баре, и у Мосеева острова. <...> Земкараван начал работать на Березовом баре 22 мая и работал по 23 ав густа. За это время был прорыт канал в 480 саженей со средней шириной 25 саженей и наименьшей глубиной 2,07 сажени от низкого отливного горизон та. Было загружено 888 шаланд, вынуто 6662,3 куб. саж. Из 2220 часов рабо чих было 552 часа, остальные - простой по метеопричинам, когда из-за ветра и волнения приходилось приостанавливать работу. С наступлением темных ночей земкараван перешел на работы к Мосееву острову, пройдя за осень 390 саженей и подняв 4817 куб. саж. грунта. Всего за год было поднято 11 476 куб. саж. (111 431 м3) грунта. Уже в первые годы работы по дноуглублению дали свои результаты. В навигацию 1891 г. впервые после почти 50-летнего пере рыва на городской рейд без перегрузки товаров прошло почти 30 больших морских судов. К началу 1890-х гг. сформировался первый землечерпательный караван. В Англии приобрели п / х «Полярный», затем судно для снабжения судов зем- каравана углем, для разъездов приобрели несколько карбасов и паровой ка тер. Уголь для судов земкаравана доставлялся из Англии. На зимний отстой 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz