Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

§ 2. Н ачало дн о у гл уби т ел ьны х работ в А р х ан гел ь ск ом порту <...> Первые попытки дноуглубления были предприняты в 1830-х гг. По инициативе Главного командира военного порта была приобретена неболь­ шая землечерпательная машина мощностью 26 и. л. с. В мастерских Солом- бальской казенной верфи изготовили железные черпаки для выемки грунта. Опыта изготовления оборудования для дноуглубительных работ в Архангель­ ске не было, поэтому собранная машина оказалась непригодной для работы. В июне 1837 г. работы на баре в течение нескольких дней успеха не имели. Железные черпаки не только гнулись, но и повреждались из-за очень боль­ шой плотности грунта (песка). «Устье Березовское неспособно нести кораб­ ли с полным грузом». Шли годы. Обстановка в порту все более осложнялась. Трудная ситуация сложилась на городском рейде. Мосеев остров, располо­ женный в те годы почти напротив центра города, постепенно размывался во время весеннего ледохода. Это привело к образованию обширных мелей, за­ труднявших судоходство по главному фарватеру. Поэтому приходящие с моря суда были вынуждены останавливаться на рейде Соломбалы. Груз снимался и перевозился в город на карбасах. Еще трудней было загружать суда, так как объем погрузки значительно превышал объем привезенных грузов. Большие суда выходили из Архангельска недогруженными и догружались уже на выхо­ де из Двины на баре, для чего вынуждены были отстаиваться в море на яко­ рях, что было далеко не безопасно, особенно при сильных ветрах. Местные власти настойчиво ставили вопрос о начале дноуглубительных работ. Об этом писал в 1870 г. губернатор Н.А. Качалов. Затем, используя юбилейную дату - 300-летие Архангельска, в 1884 г. директор-распорядитель Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства П.И. Витт и известный архангельский предприниматель А. Сурков подали городскому голове С.Д. Лемяхову записку о необходимости срочно начать работы по уг­ лублению судового хода, приобретя для этого землечерпательные машины. Основной упор они делали на «полный упадок торгового значения Архан­ гельска». Из-за недоступности Архангельского порта для крупных морских су­ дов отпуск товаров за границу за последние 4 года сократился на одну треть. Морские суда стали строиться больших размеров, с большей осадкой, а порт мог пропускать суда с осадкой не более 14 футов (4,26 м). Частые перегрузки, о чем также писал С.Ф. Огородников, увеличивают расходы, разоряют тор­ говцев и вместе с ними и население, которое производит эти товары. В Архангельских губернских ведомостях была напечатана статья И.О. Шаврина с красноречивым заголовком «Еще несколько слов в пользу восстановления торгового значения Архангельского порта», в которой автор указывал, что от мелководности бара порт имеет ежегодно ущерб от 147 560 рублей до 221 140 рублей. Далее делал вывод о необходимости иметь большую землечерпательную машину производительностью до 300 т в час и глубиной черпания до 35 футов (10,66 м). Городская дума, рассмотрев подробные сведения о состоянии судоходно­ го фарватера в устье Северной Двины и расчеты на производство дноуглуби­ тельных работ (а перед этим по поручению командира порта контр-адмирала Л. Ухтомского были выполнены промерные работы на мелководных участ­ ках), приняла решение возбудить ходатайство «о расчистке фарватера» и вве­ ла «особый сбор» с судов дальнего плавания. Государственный совет вынес «мнение» приобрести для Белого моря и устьев Северной Двины землечер­ 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz