Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Однако фактически это не соответствует действительности. Такой вывод можно признать правильным лишь в том случае, если считать «русскими» иностранных купцов, вступивших в русское купеческое сословие, но оставав­ шихся иностранными подданными. Иностранное купечество, верное своим традициям, стремилось любыми способами не допустить русских к большой морской торговле. Серьезный удар русской внешней торговле нанес в 1793 г. указ Екатери­ ны II о новом тарифе, по которому запрещался ввоз в Россию многих това­ ров, а торговля с республиканской Францией, по политическим соображени­ ям, была совершенно прекращена. В торговой деятельности Архангельского порта вновь начался застой. В то же время, вследствие постоянного стремления европейских стран препятствовать развитию нашей отечественной внешней торговли и море­ плавания, у некоторых русских купцов пробудилось естественное стремление завязать торговые отношения с портами других континентов. В 1805 г. вятский купец Анфилатов обратился к министру коммерции гра­ фу Румянцеву с просьбой разрешить ему отправить товары на своих кораблях в Соединенные Штаты Америки, причем в силу возможных убытков он про­ сил не накладывать на его товары русских таможенных пошлин. Такое раз­ решение ему было дано. Кроме того, американцы приглашались торговать с Россией также беспошлинно. На следующий год три русских корабля «Иоганнес Баптист», «Михаил» и «Ксенофонт» вышли из Архангельского порта к американским берегам и вскоре благополучно возвратились в Россию с грузом гвоздики, мускатных орехов, перца, какао-бобов, сахара, шоколада и других товаров. Для русского судоходства открылись новые перспективы. Однако после­ довавшие затем войны то с Англией, то с Францией сильно повлияли на сво­ боду мореплавания. В результате Тильзитского мира Россия приняла на себя обязательство сотрудничать во внешней торговле с Францией и развивать торговлю при­ менительно к ее интересам. А интересы эти заключались главным образом в том, чтобы, поддерживая континентальную блокаду, нанести ущерб Англии. Прекращение традиционных торговых отношений с Англией исключи­ тельно неблагоприятно сказалось на экономике России, и в 1810 г. она фак­ тически порвала с условиями Тильзитского договора, разрешив ввоз в свои порты товаров из колоний, в том числе и из английских, на судах под ней­ тральным флагом. Лишенные возможности свободного судоходства между европейскими портами, иностранцы устремились в Россию и главным образом в свободный от блокады Архангельск. Период 1809-1812 гг. был «золотым» для Архангель­ ского порта. Импорт за эти годы возрос вдвое, а экспорт в полтора раза. Соперничество России с Англией на Ближнем и Среднем Востоке и борь­ ба за торговые пути и внешние рынки обострили ее отношения с европей­ скими странами и особенно с Англией и Турцией. В конечном итоге все это привело к войне. Основные события происходили на черноморском театре военных действий, однако англичане «не забыли» и Белого моря. 14 июня 1854 г. английская военная эскадра в составе двух паровых и од­ ного парусного фрегата подошла к бару Архангельского порта, но заходить в реку не решилась, а продолжала крейсерство вдоль Беломорского побережья. Англичане вели себя как пираты, останавливали суда рыбаков-промышленни- 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz