Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Однако, несмотря на имевшиеся возможности, коммерческие дела рус­ ского купечества шли далеко не блестяще. Отчасти это объяснялось тем, что шкиперами на русских кораблях были в основном иностранцы, часто мало­ квалифицированные судоводители из тех, кто не нашел применения у себя на родине. Под командованием таких капитанов и штурманов русские суда часто терпели аварии. Все это побудило Адмиралтейств-коллегию поставить вопрос об учрежде­ нии в Петербурге, Архангельске, Астрахани и Иркутске навигацких школ. 12 марта 1781 г. в Холмогорах была открыта мореходная школа. В 1786 г. школу из Холмогор перевели в Архангельск. Обучавшиеся в школе молодые люди, главным образом сыновья поморов, получали знания не только в области морских, но и других наук. Это видно из аттестата, выданного архангельским приказом общественного призрения од­ ному из выпускников школы мещанину Ивану Алексеевичу Филиппову. В ат­ тестате, в частности, говорилось: «...Оный Филиппов вступил в мореходную школу, состоящую под управлением сего Приказа, будучи 13 лет, с 24 июля 1781 года и научился в оной школе арифметике, геометрии, тригонометрии плоской и сферической, навигации плоской и меркаторской, части астроно­ мии, принадлежащей науке мореплавания, географии Российской, всеобщей и математической, истории Российской и всеобщей, грамматике Российской, архитектуре гражданской, естественной истории, читать и писать по-немец- ки, по-латынски, по-французски, по-английски, грамматике обоих крайних языков, рисованию, священной истории с дополнением из библии и про­ странному катехизису с доказательствами из священного писания и изъясне­ ниям Евангелия». Кроме того, в аттестате указывалось, что в течение трех лет этот выпуск­ ник плавал практикантом на купеческих кораблях дальнего плавания. Всего срок обучения продолжался около девяти лет. Мореходная школа была одним из передовых учебных заведений того времени и выпускала из своих стен образованных и высококвалифицирован­ ных моряков. К концу XVIII века, благодаря быстро развивающемуся торговому море­ плаванию через Архангельский порт, промышленность крупных северных го­ родов получила значительное развитие. В 1791 г. в Архангельске имелось 219 различных крупных и мелких промышленных предприятий - судостроитель­ ных, канатных, кирпичных, прядильных и т. д. В Вологде в это время было 82 и в Устюге - 48 предприятий. Заметное место в судоходстве, особенно каботажном, занимали примор­ ские портовые пункты Кола, Кемь, Онега, Мезень. Ежегодно в Архангельск на ярмарку приходило свыше 300 поморских су­ дов с рыбой и продуктами мурманского, новоземельского и шпицбергенского зверобойных промыслов. Архангельск того времени имел ярко выраженный торгово-купеческий облик. При 2611 мещанах и 261 ремесленнике в нем проживал 951 купец. Известный историограф Архангельска С.Ф. Огородников делал вывод, что город как торгово-промышленный центр Северного края развил свою коммерческую деятельность к концу XVIII века до такой степени, что оттес­ нил иностранное купечество на второй план. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz