Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Архангельский порт во второй половине XVIII и начале XIX века. Военные действия на Белом море в Крымскую войну После 1726 г. отношение правительства к Архангельску приобретает непостоянный характер: часть ограничений отменяется, но наряду с этим вводятся новые ограничения то в виде непомерного увеличения пошлин на предметы ввоза, то в виде полного запрещения вывоза тех или иных товаров. Архангельская торговля после указов 1721 и 1722 гг. не могла оправиться и продолжала пребывать в застое. К Архангельску ежегодно приходило лишь 30-45 иностранных кораблей, в то время как, например, Ригу в 1725 г. посе­ тило 388 судов. Успешно развивалась торговля и в других балтийских портах, а также в Астрахани. Некоторое оживление торговой деятельности Архангельского порта на­ ступило во второй половине XVIII века. В 1762 г. Екатерина II издала указ, в соответствии с которым Архангель­ скому порту были даны значительные привилегии. Пятый пункт этого указа гласил: «порт - города Архангельска всеми теми преимуществами и выгодно­ стями снабдить, какими Санкт-Петербургской пользуется, и всяких товаров привоз и отпуск беспрепятственно позволяем с равною против С.-Петербург- скаго и прочих портов свободою и пошлиною». Главными предметами вывоза через Архангельский порт в то время были хлеб, звериное сало и лесоматериалы. В городе имелось 7 канатных, 7 коже­ венных, 7 соляных и 6 пивоваренных заводов. Продукция этих заводов также частично вывозилась за границу. Через 10 лет после издания указа в Архангельск пришло уже 206 иност­ ранных кораблей, общая стоимость привоза составила 500 тыс. рублей, а вы­ воза - до 2 млн рублей. К 80-м гг. XV III столетия Архангельский порт занял по грузообороту тре­ тье место после Петербурга и Риги. Район, на который простиралось влияние Архангельского порта, значи­ тельно расширился. В далекую Сибирь морем на больших парусных судах от­ правляли иностранные товары в обмен на пушнину. Из Сибири в Архангельск привозили хлеб, служивший одной из основных статей экспорта. Наряду с различными местными промыслами в Двинском крае вновь оживилось судостроение. К 1780 г. новые верфи возникли на Двине, а также на Пинеге, Кехте и других реках. Ранее было возобновлено и успешно про­ должалось военное судостроение на Соломбальской верфи. Развитию частного судостроения способствовал исключительно большой спрос на торговые корабли русской постройки за границей в силу их хоро­ ших мореходных качеств и дешевизны. В 1782 г. на архангельских верфях строилось 22 судна, из них 12 на продажу за границу. Лучшим корабельным мастером считался холмогорский крестьянин Сте­ пан Кочнев (настоящая фамилия Негодяев). Этот судостроитель-самоучка строил корабли, отличавшиеся исключительными мореходными качествами, по собственным чертежам. Корабли его были настолько хороши, что Кочнев за каждый из них получал дополнительно от иностранных и русских купцов по 400 рублей, деньги по тем временам немалые. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz