Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Петр, высоко ценивший знания и торговый опыт архангельских купцов, издал специальный указ, по которому все именитые купцы вместе со своими торговыми конторами были переселены в Петербург. Военное судостроение в Архангельске было прекращено в 1715 г. Тогда же прекратила свое существование и казенная Соломбальская верфь, правда, торговые суда на ней строились еще семь лет. Однако местное купечество, учитывая судостроительный опыт мест­ ных жителей и ряд предоставленных льгот, усилило частное судостроение. В 1732 г. холмогорский купец Никита Крылов учредил на Быку корабельную верфь, где сразу же заложил три корабля. Продолжали строить суда в Вавчуге братья Баженины. Несколько купцов занялись канатным производством и продавали свою продукцию за границу. Появилось прядильное производство. У беломорских поморов издавна было естественное стремление наладить тесную связь со своими восточными соседями - ненцами, якутами и другими народностями, живущими по берегам Карского моря и моря Лаптевых. Одна­ ко это еще в 1620 г. было строжайше запрещено под страхом «быть казненны­ ми злыми смертьми и домы разорити до основания». Царское правительство боялось открыть путь для иностранцев на Восток, а до нужд простого народа ему не было дела. В 1703 г. Петр I все зверобойные и рыбные промыслы отдал на откуп своему фавориту князю Меншикову, который учредил в Архангельске специ­ альную компанию. Эта компания осуществляла монопольные права на про­ мыслы в ущерб беломорским поморам. Меншиковское предприятие успеха не имело, и в 1721 г. было разрешено всем поморам без исключения промыш­ лять рыбу и зверя. В 1723 г. появился указ об учреждении на Белом море и Ледовитом океане китобойного промысла. В 1725 г. в Вавчуге было построено три китобойных корабля, которые в следующем году вышли на промысел. Один из этих кораб­ лей потерпел крушение в первом же рейсе. Взамен его приобрели новое суд­ но в Голландии. На всех трех кораблях плавало 108 русских и 70 иностранных моряков. Командовали кораблями голландские капитаны. Промысел прошел неудачно. За три года было убито всего 4 кита и 5 бе­ лых медведей. Причины неудачного промысла крылись главным образом в том, что его успех не пришелся бы по нраву голландским китобоям-предпри- нимателям. В заключении русской Коммерц-коллегии говорилось: «убеждены, что иностранные служители к ловлению китов не только какое усердие показы­ вают, но всякое зломысленное препятствие чинят, имея без сомнения в том тайный запрет от своих магистратов и торгующих людей, занимающихся тем же китовым промыслом, чтобы не дать ходу нашим промышленникам, как и прежде сего о заведении фабрик российских гамбурцы и голландцы всякими образы тщилися чинить». Местное купечество, несмотря на попытки склонить его к дальнейшему продолжению китобойного промысла, отказалось от этого дела. Отмена монопольного промысла китов не улучшила положение бедня- ков-промышленников. На своих утлых суденышках промышлять китов они не могли, а весь семужий промысел, составлявший заметную статью дохода про­ стых поморов, был передан в казенную монополию. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz