Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Утвердившись на Неве, Петр принял меры к развитию заграничной тор­ говли через Петербург. На острове Ретусари (Котлин) был сооружен воен­ ный и купеческий порт. Здесь должны были разгружаться все корабли, для которых заход в устье Невы был невозможен из-за мелководья. Здесь же ба­ зировался и военный балтийский флот. Позднее этот порт получил название Кронштадт. Торговля через новый порт развивалась слабо. Как русские, так и инос­ транные купцы по-прежнему предпочитали торговать через Архангельский порт, куда морские пути были давно налажены. Но Петр не мог мириться с медленным ростом торгового значения свое­ го любимого детища - Петербурга, и его настойчивость в переводе торгов­ ли из Архангельска в Петербург понятна. Петербург со своим оплотом Крон­ штадтом возник как боевой форпост против Швеции. С окончанием войны он утратил бы звание столицы, если бы не удержал значения главного центра сношений с Западной Европой. Для усиления торгового значения Петербурга правительство приняло меры по сокращению прихода судов в Архангельск. Указом от 31 октября 1713 г. Петр повелел «объявить всенародно, чтобы купецкие и других чинов люди, у кого есть пенька и юфть, к городу Архангельскому и на Вологду для торговли не возили, а привозили бы в Петербург. Также, которые государевы товары: икру, клей, поташ, смолу, щетину, ревень к Архангельску не отпускать, а привозить потому же в Петербург». Однако не помог и указ. Иностранные корабли по-прежнему стремились к Архангельску. Судооборот первого русского порта не уменьшался, несмотря на то, что Петр в том же году издал новый указ о запрещении возить товары к Архангельску под угрозой «потеряния своих пожитков». Если в 1713 г. к Ар­ хангельску пришло 169 кораблей, то в 1715 - 230. В 1717 г. Петр повелел направлять к Петербургу две трети товаров, а к Архангельску лишь одну треть, но и это не помогло. В 1718 г. к Архангельско­ му порту пришло 116 кораблей, а в Петербург лишь 52, причем сумма экспорт­ ных грузов Архангельского порта составила свыше 2 млн рублей и импорта около 500 тыс. рублей, а Петербургского соответственно - 233 тыс. рублей и 189 тыс. рублей. Царь пошел на самые крайние меры и в 1722 г. издал указ о запрещении привозить в Архангельск «более товару, чем потребно собственно городу». После указа 1722 г. деятельность Архангельского порта резко снизилась. В 1724 г. в порт пришло лишь 22 корабля, а на следующий год их число упало до 19. Впоследствии внешняя торговля через Архангельск переживала неод­ нократные падения и подъемы. Экономическое и техническое развитие пор­ та не получало планомерного развития вплоть до Великой Октябрьской соци­ алистической революции. Опала на Беломорье отразилась прежде всего на простых тружениках- крестьянах, мастеровых, рыбаках. И без того слабо развитая местная про­ мышленность пришла в полный упадок. Затихла биржа, сократились смоло­ курение и лесоразработки. Традиционные произведения местных кустарных промыслов, таких как изготовление деревянной посуды, резьба по кости и других, не стали пользоваться спросом и скупались за бесценок. Смогли дер­ жаться лишь более крупные предприятия, принадлежавшие богатым про­ мышленникам, - судостроение, канатное и парусное производство и т. д. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz