Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Петр» с поломанными мачтами и порванными парусами сумел вернуться в Архангельск, где и зазимовал. К осени 1711 г. на Соломбальской верфи было построено еще два 54-пушечных корабля - «Гавриил» и «Раздел». В 1712 г. они, а также отремонтированный «Св. Петр» благополучно прибыли в Петербург. Экипажи кораблей в большинстве своем состояли из опытных моряков - бе­ ломорских поморов. Быстрота постройки судов достигалась главным образом за счет немило­ сердной эксплуатации простых мастеровых людей, которые за свой исклю­ чительно тяжелый труд месяцами не получали жалования и влачили полуго­ лодное существование. В 1712 г. экипажмейстер Баженин доносил губернской канцелярии, что за лето разбежалось с верфи разных мастеровых людей 117 человек «за невыдачей им жалования». В 1713 г. на верфи было построено еще три военных корабля - «Михаил», «Гавриил» и «Рафаил». Корабли выводились из Архангельска в чрезвычайно сложных условиях. Вот как описывает этот эпизод участник похода архангельский моряк, впо­ следствии адмирал Я.С. Барш. Когда построенные в Архангельске корабли в октябре 1713 г. «стали вы­ водиться на взморье, настали великие стужи и морозы». Однако Петр при­ казал во что бы то ни стало вывести корабли и идти на Балтику. Корабль, на котором служил Барш, затерло во льдах. Барш был послан с объявлени­ ем к губернатору Курбатову, «что пропадаем», и на это получил ответ: «Хотя пропадайте, токмо подите», и корабли, за исключением «Михаила», вышли в море. Матросам пришлось работать с парусами при сильном ветре и морозе, в результате «на другой день усмотрено у бывших у крепления морсзейлов матроз руки и ноги поморожены и у 15 человек руки и ноги отпилили». В довершение всего во время плавания многие десятки моряков были скошены цингой. «Рафаил» получил повреждения и был направлен для их исправления в Кольский залив. Весной 1714 г. в командование им вступил известный уже в то время как лучший русский морской офицер капитан И. Сенявин и благопо­ лучно привел корабль на Балтику. В 1715 г. Сенявин снова прибыл в Архангельск, и под его командованием на Балтику была отправлена новая эскадра в составе четырех кораблей, ко­ мандовали которыми Сенявин, Беринг, Ден и Бене. Этим походом завершилась отправка из Архангельска военных кораблей на Балтику, а также прекратилось дальнейшее их строительство на Солом­ бальской верфи. Русский флот был уже достаточно силен, и война со Швеци­ ей близилась к концу. Построенные в Архангельске военные корабли успешно выдержали ис­ пытания в боевых операциях русского флота. Образец храбрости показали моряки-беломорцы. Петр I высоко оцени­ вал морскую подготовку беломорских жителей. Только в 1712 г. по указу царя во флот было призвано 500 моряков-северян, в 1713 и 1714 гг. - еще 550, а в 1715 г. - 2 тысячи. Почти все они были опытными моряками, совершившими немало далеких походов к Груманту и Новой Земле. Победоносно закончившаяся в 1721 г. война со Швецией привела к при­ соединению к России юго-восточного берега Балтийского моря. Она дала России семь балтийских портов: Ригу, Пернов, Ревель, Нарву, Выборг, Крон­ штадт и С.-Петербург. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz