Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
роены специальные дома с фонарями - первые маяки на Белом море. С при ходящих в Архангельск кораблей стал взиматься специальный ластовый сбор в погашение средств, затраченных на навигационное ограждение порта и его совершенствование. Лоцманы были подчинены Архангельскому адмиралтейству, они носили специальную форму и имели собственные суда. В результате принятых мер иностранным судам был гарантирован безо пасный проход по фарватеру, что быстро сказалось на увеличении судооборо та и грузооборота порта. В 1710 г. через Архангельский порт было экспорти ровано товаров на сумму свыше 3 млн рублей и импортировано на 1606 тыс. рублей. Судооборот по сравнению с 1700 г. возрос в 2,5 раза. Однако для быстро развивающейся внешней торговли России одного порта на Белом море стало недостаточно. Балтийское же и Черное моря на ходились под иностранным контролем. В XVII веке исторический процесс освоения русским народом искони принадлежавших ему приневских берегов был нарушен иностранным втор жением. Швеция захватила устье Невы, а затем распространила свое влияние на все земли русского северо-запада. Таким образом, единственным для Рос сии открытым морем было Белое. Петр I приступил к решению важнейшей задачи Русского государства - овладению приневскими землями. В 1700 г. началась Северная война. Отвоевывая приневские земли, Россия возвращала себе то, что ей при надлежало и было, по словам К. Маркса, абсолютно необходимо для ее ес тественного развития. Ни одна великая нация не существовала и не могла существовать в таком удалении от всех морей, в каком пребывала вначале им перия Петра Великого... ни одна великая нация никогда не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья и устья ее рек были от нее оторваны. Россия не могла оставить в руках шведов устье Невы, которое являлось естественным выходом для сбыта продукции. В начале войны русские войска потерпели поражение в битве под Нар вой. Но это не только не заставило Петра отказаться от своей цели, но, на оборот, военные приготовления развернулись с еще большей энергией. В 1700 г. между Швецией и Россией началась война. Архангельск же со вершенно не был защищен с моря. Если бы шведы вздумали напасть на него, то серьезного отпора не получили бы, так как ни флота, ни береговых укреп лений в устье Двины не было. Единственный порт России, его судостроитель ные верфи оказались под угрозой уничтожения или захвата. Для того, чтобы обезопасить город от нападения, был издан правитель ственный указ о постройке Ново-Двинской крепости. В 1701 г. двинскому во еводе князю Прозоровскому и архиепископу Афанасию было дано распоря жение: «Немедленно в 15 верстах ниже Соломбалы на острове Прилук, при узком проходе Двины, строить каменную крепость, чтобы тех неприятель ских людей в Двинские устья не пропускать и города Архангельского и уезду ни до какого разорения не допускать». На строительстве крепости работало 1800 крестьян, согнанных из мно гих двинских деревень. Одновременно с постройкой крепости велись рабо ты по укреплению Кольского, Пустозерского, Сумского, Кемского острогов и Соловецкого монастыря. Работами по постройке крепости руководили инженер Егор Резен и присланный из Москвы стольник Силиверст Петро вич Иевлев. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz