Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

фискацию французы мотивировали тем, что корабль был под голландским флагом, а Франция и Голландия были в состоянии войны. Русского торгового флага к моменту отправки «Св. Павла» еще не существовало. Во избежание подобной же участи был отложен выход за границу кораб­ ля «Св. пророчество». Не в пример иноземцам следует отметить благородство и порядочность русских. Так, например, в 1695 г. два французских торговых корабля были захваче­ ны в двинском устье голландскими военными кораблями. Архангельский вое­ вода Апраксин потребовал от голландских капитанов немедленного освобож­ дения французов и одновременно донес Петру: «Сотвори, государь, милость, прикажи ко мне отписать, как мне с ними быть, дело новое и образца такова не бывало, чтоб в устье имать корабли. Ссориться с ними не смею, и уступить также не смею, чтобы не учинить безславия...» Царь ответил: «Никако попусти сему быть понеже сие дело зело срамно есть и нигде в пристаницах приезжие такой воли не имеют». Корабли получили свободу. Между тем наша внешняя торговля через Архангельский порт из года в год развивалась. В 1700 г. в порт пришло 64 судна, в 1705 - 143, в 1708 - 206, в 1715 г. - 230 и т. д. Хуже обстояло дело с внешней торговлей на отечественных судах. Однако первые неудачи в большом торговом мореплавании не поколе­ бали стремления Русского государства занять свое место в международной морской торговле. В 1696 г. корабль «Св. пророчество» вышел в Амстердам с казенными товарами уже под русским флагом. С укреплением торговых связей начинают расти и темпы судостроения. 2 февраля 1700 г. предприимчивые холмогорские посадские братья Баже- нины получают при поддержке и покровительстве Петра привилегию: «ко­ рабли и яхты строить иноземами и русскими мастерами по вольным наймам из своих пожитков, и на те корабли и яхты для морского хождения шкиперов и штурманов и матросов и из русских, которые похотят у них на корабль для науки морские службы быть на их кормах, принимать и держать свободно». Баженины сразу же заложили два торговых судна. Кроме того, при вер­ фях были построены канатная, прядильная и парусная мастерские. Судостроительная верфь Бажениных была первой частной морской вер­ фью в России. Благодаря успешной деятельности казенной Соломбальской и частной Вавчугской (Баженинской) корабельных верфей русский коммерческий флот непрерывно пополнялся новыми судами. Все чаще и чаще в иностранных портах стали появляться торговые суда под русскими названиями: «Пророк Илья», «Св. Петр», «Река Архангельская», «Московский ездок» и др. Резкое увеличение судооборота порта, а также большие размеры кораб­ лей потребовали принятия мер по специальному ограждению двинского фар­ ватера. С самого начала заграничной торговли через Архангельский порт, то есть с 1584 г., проводка судов по фарватеру осуществлялась местными корабель­ ными вожами-лоцманами. В 1705 г. последовал царский указ об установке на фарватере лоц-бочек. Лоц-бочки были установлены на всем протяжении фар­ ватера от острова Мудьюг до городского рейда. А в устье Двины были пост­ 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz