Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

ми купцами. В одежде простого шкипера он ежедневно посещал Архангель­ скую биржу и ярмарку и наблюдал за совершающимися там торговыми опера­ циями. Тогда же Петр впервые в жизни вышел в море на специально построен­ ной для него 12-пушечной яхте «Св. Петр». Вместе со «Св. Петром» в море находилась группа английских и голланд­ ских кораблей. Наблюдая в пути следования большие, хорошо вооруженные иностранные корабли, груженные русскими товарами, Петр не мог не испы­ тывать чувства досады и неудовлетворения от того, что Россия не имеет та­ ких кораблей. Из всего виденного и слышанного в Архангельске Петр сделал вывод - иностранцы господствуют в первом русском торговом порту только потому, что наше отечество не имеет флота. Существует предание, что якобы иност­ ранный шкипер Ян Ферколье сказал ему в минуту откровенности: «Мы берем хороший процент за свои хлопоты, и русские всегда будут находиться у нас в руках, потому что мы на своих кораблях приезжаем к вам и увозим ваш товар. Что положим за него по взаимному согласию между нами, - по той цене и по­ купаем. Будь у русских корабли, да езди они со своими товарами к нам, этот барыш достался бы им». Здесь же в Архангельске, на острове Соломбала, Петр указал место, где должна строиться первая в России корабельная верфь, и сам произвел заклад­ ку ее, поручив дальнейшее наблюдение за постройкой верфи и корабля вновь назначенному им воеводе Ф.М. Апраксину. Работа закипела. Север был богат умелыми и трудолюбивыми людьми, готовыми выполнить любую сложную работу даже с помощью плотницкого топора и деревянного мушкеля. Известно, что и в дальнейшем плотники и мастера на новые корабельные верфи в Петербурге набирались преимуще­ ственно с беломорского Севера. Только в 1712 г. на верфи адмиралтейства по указу Петра было вытребовано из Архангельской губернии 250 корабельных плотников. В мае 1694 г. Петр I вторично приехал в Архангельск. К его приезду пер­ вый русский торговый корабль был готов к спуску. Третьего июня все жите­ ли Архангельска собрались к Соломбальской верфи на большое торжество. В этот день корабль, названный «Св. Павлом», был спущен на воду. Длина этого судна достигала 26,2 метра, ширина - 6,7 метра. Подпоры у нового корабля подрубал сам царь. Пока корабль вооружался, Петр отпра­ вился к Соловецким островам на яхте «Св. Петр». Вел ее не иностранец, а русский кормщик - помор Антип Тимофеев. В Архангельске ожидали прибытия еще одного корабля, купленного в Голландии. Тем временем Петр продолжал знакомиться с делами на верфи, изучал фарватер Двины, учился управлять судном. Когда новый русский ко­ рабль «Св. пророчество» подошел к бару Двины, Петр сам провел его фарва­ тером к городу. Теперь русский торговый флот, пусть маленький, но все же флот, распо­ лагал тремя судами - «Св. Павел», «Св. Петр» и «Св. пророчество». Выяснив, что во Францию из Архангельска в основном идут поташ, смо­ ла, рыбий клей и икра, Петр распорядился погрузить этими грузами «Св. Пав­ ла» и отправить его за границу. Появление первого русского корабля в инос­ транных водах сильно встревожило и озлобило иностранцев. С приходом во французский порт «Св. Павел» был конфискован как военный приз. Эту кон­ 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz