Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

После 1670 г. судооборот стал снова увеличиваться. В 1673 г. в порт при­ шло уже 33, а в 1693 г. 49 кораблей. С англичанами все успешнее начинают конкурировать бременцы, гамбуржцы, французы, норвежцы и в первую оче­ редь голландцы. Таким образом, было доказано, что отсталая Россия, только что освобо­ дившаяся от трехсотлетнего татарского ига, несмотря на противодействие Европы, прочно стоит на ногах, в силах защищать свои интересы и может быть серьезным соперником в международной торговле. В этом деле трудно переоценить значение Архангельского морского пор­ та - первого порта Российского государства и, по существу, его первого «окна в Европу». Колыбель отечественного судостроения. Беломорский лесоэкспорт Если Архангельский порт дал толчок развитию русской внешней торгов­ ли, то не менее значительна его роль в развитии отечественного судостро­ ения. Архангельск по праву считается колыбелью отечественного морского флота. Мысли о флоте, гаванях и морской торговле начали сильно занимать мос­ ковское правительство уже со второй половины XVII века. В 1669 г. на Оке в Коломенском уезде в с. Дединове был построен гол­ ландскими мастерами первый русский корабль «Орел». Тогда же первенец русского флота был спущен на воду в Астрахани, но в 1670 г. его сжег Степан Разин. Несмотря на то, что Россия имела гавани на Белом море, царское прави­ тельство, не веря в умение и способности русских людей, намеревалось стро­ ить свой флот в иностранных гаванях. В 1662 г. московский посол проездом в Англию даже говорил с курлянд­ ским канцлером о том, что нельзя ли «как-нибудь завести русские корабли в Курляндских гаванях». На это курляндский канцлер ответил: «...великому го­ сударю пристойнее заводить корабли у своего города Архангельска». В конце XVII и в первой четверти XVIII века Петр I принял энергичные меры по подъему хозяйства, культуры, укреплению государства, его воору­ женных сил, расширению внешнеторговых связей путем строительства тор­ гового флота. В этом немалую роль сыграл Архангельский морской порт. Традиционной торговой политике преемников Ивана IV при сношениях с иностранцами через Архангельск был положен конец в период царствова­ ния Петра I. В 1693 г. Петр в первый раз приехал в Архангельск, избрав своей резиден­ цией Мосеев остров, где для него был построен небольшой дом. В период пребывания в Архангельске Петр впервые увидел море и мор­ ские корабли. Своеобразие приморского города, иноземный говор, иност­ ранные флаги и вымпелы на мачтах купеческих и военных кораблей, беседы с иностранными моряками пробудили в нем страстный интерес к известным ему лишь понаслышке заморским странам. Петр внимательно наблюдал за деятельностью порта, старался глубоко познать принципы коммерческого дела, беседовал с русскими и иностранны­ 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz