Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

реннем и внешнем рынке, прекрасные заливные луга и обилие леса - все это способствовало быстрому заселению края. Удобство транспортных связей по Двине и ее притокам создавало естественные предпосылки для возникнове­ ния и развития меновой торговли со всей Европейской Россией. Причем эта­ лоном в меновой торговле долгое время была «куна», то есть шкура куницы. Расположенные по Двине и ее притокам города Холмогоры, Вологда, Ве­ ликий Устюг и другие и раньше играли значительную роль в торговле России. В бассейне Двины существовал вполне сложившийся рынок. Реки Заволочья и его главная артерия Северная Двина, впадающая в Белое море, питали этот богатейший край. Нигде на северо-западе страны не было более благоприятных условий для развития торговли и особенно внешней. Архангельский порт в достаточ­ ной степени защищен от штормовых ветров всех направлений, что имело немаловажное значение в период парусного флота. Климатические условия Двинского залива, расположенного в пределах южной климатической поло­ сы Белого моря, значительно менее суровы, чем во всех остальных частях бассейна, лежащих к северу от 65 параллели. Лесистые Зимние горы защища­ ют залив от господствующих в Ледовитом океане северо-восточных ветров. Этим обстоятельством, в частности, объясняются наибольшее количество яс­ ных дней и сравнительная редкость туманов. Даже когда туман сплошной мас­ сой заволакивает все Белое море, в Двинском заливе прекрасная видимость, что имеет исключительно важное значение для мореплавателей. Единственный недостаток географического положения Архангельского порта - короткая навигация на замерзающем Белом море. Однако откры­ тие навигации всецело зависит от ледовой обстановки в горле Белого моря. В этом отношении Двинской залив находится в равных условиях с остальны­ ми пунктами побережья. Кроме того, следует сказать, что беломорское стадо гренландских тюле­ ней считалось и считается по численности первым в мире. Это немало спо­ собствовало развитию зверобойного промысла, продукция которого широко экспортировалась. В гидрологическом режиме Белого моря имеются и недостатки. В част­ ности, вследствие воронкообразного сужения горла течение здесь резко уси­ ливается, а это служило большим препятствием для безопасного плавания парусного флота. Однако это обстоятельство не стало помехой к развитию порта, и дорога на Белое море вскоре была в совершенстве изучена иностранными морепла­ вателями. С появлением торгового центра в устье Северной Двины район коммер­ ческой деятельности стал постепенно концентрироваться в одном месте - у Архангельска. Торговля принимала характер государственной монополии, правда вначале весьма ограниченной. В развитии этой торговли были заинтересованы не только ближние горо­ да, но и вся Россия. В экспортной торговле через Архангельский порт в XVI в XVII веках при­ няли участие свыше 70 русских городов, среди них такие как Ярославль, Смо­ ленск, Симбирск, Казань, Калуга, Нижний Новгород, Ростов, Тула, Москва, Олонец и многие другие. Кроме хлеба, вывозились воск, юфть, пенька, лен, сало, холсты, сукна сермяжьи, щетина, смола, пушнина (преимущественно из сибирских горо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz