Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

ми конторами. Тут же к 1557 г. ими был построен канатный завод по перера­ ботке пеньки. Совершенно очевидно, что англичане чувствовали себя почти хозяевами в устье Северной Двины. Соперники англичан получили от Ивана IV разрешение на постройку пристани в пятнадцати верстах от пристани св. Николая. Судооборот в устье Двины еще более оживился. В 1582 г. здесь побывало уже одиннадцать английских и шесть других иностранных кораблей, из них пять кораблей негоцианта Белоборода (насто­ ящее имя Ян де Валле). «Этот брабантской земли немчин Иван Белобород, - говорилось в жало­ бе английской королевы Елизаветы, - прознал дорогу к Холмогорам за англи- чаны, ходя беспошлинно». Однако англичанам пришлось не только примириться с потерей моно­ польных прав, но и быть свидетелями основания на Северной Двине в 1584 г. первого русского морского порта, независимого ни от англичан, ни от гол­ ландцев. Роль Белого моря в русской внешней торговле стала особенно значитель­ на с 80-х годов XVI века. В 1581 г., когда шведам удалось отвоевать у России Нарву, основным путем сообщения с Западом вновь стал Северный путь. Это, в частности, и послужило причиной основания Архангельска. В 1583 г. Иван грозный принял решение о строительстве нового города на Двине, на месте, где стоял Михайло-Архангельский монастырь. В 1584 г. здесь была построена пристань и заложен город Архангельск, который на долгое время стал главным центром русской заморской торговли. Первое время город назывался Ново-Холмогорами. В городе построили русский гостиный двор. Спустя два года там же было разрешено построить гостиный двор англичанам, в то время как другим ино­ странцам это запрещалось. Только в 1601 г. царь Борис Федорович повелел двинскому воеводе Всеволодскому, «если к городу придут корабли... и иные кроме английских, то пусть они торгуют у города повольною торговлею, но не отпускают немцев с торгом к Москве и в Московские города, а лишь одних английских гостей». Значение начавшейся через Архангельск заграничной торговли трудно переоценить. Эта торговля дала мощный толчок к развитию производитель­ ных сил России, ее культуры и экономического могущества. Естественные богатства страны, и особенно Северного края, стали нахо­ дить спрос не только внутри государства, но и за рубежом. Холмогоры, Кола, Варзуга, Мезень и другие приморские поселения из­ давна торговали с Норвегией и другими странами. Однако эта торговля ве­ лась в основном монастырями, а торговые пункты были разбросаны по всему Поморью. Говоря об исторических и экономических причинах основания города Архангельска, необходимо вкратце рассказать и о его географическом поло­ жении. Почему именно в устье Северной Двины, а не где-нибудь в другом пунк­ те Белого или Баренцева моря был основан первый морской порт России? Побережье Белого моря, и особенно бассейн реки Северной Двины, начало заселяться новгородцами еще за пять столетий до возникновения Архангельска. Северная Двина является крупнейшей водной магистралью, соединяющей Белое море со всей Европейской Россией. Обширные леса се­ веродвинского бассейна, богатые пушным зверем, ценность пушнины на внут­ 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz