Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

балтийских государств: Швеции, Литвы, Ливонии и Польши, которые боя­ лись допустить более близкие отношения между Московским государством и государствами Запада. В этих условиях возможность завязать торговые связи через Белое море, единственный в то время открытый для России морской путь, была очень за­ манчива. Ченслер вернулся в Англию с письмом Ивана Грозного, предлагавшего ус­ тановить торговые отношения между Англией и Россией. В 1555 г. Ченслер предпринял вторую поездку в Москву по поручению ор­ ганизовавшейся для торговли с Россией «Московской компании». Англичанам были предоставлены пристани в Холмогорах, Коле, Мезени, Печенге, Варзуге, у Соловецких островов и даже на Печоре, Оби и Енисее. Они могли торговать в России повсюду без всякой пошлины. Такие льготы в торговле до тех пор не давались никому. Не скупились на «льготы» и англичане, предлагая русским купцам торго­ вать без податей и пошлин в английских владениях, прекрасно сознавая, что воспользоваться этими льготами русские не смогут из-за отсутствия торгово­ го флота. Но начало торговле было положено. В 1555 г. в устье Северной Двины, в гавань св. Николая, пришли английские корабли с товарами. Это серьезно обеспокоило наших балтийских соседей. «Понеже англича­ не, - писал шведский король Густав I датскому королю, - новый и необык- лый путь через море ледовитое к пристани св. Николая отворили, и плавают мимо Норвегии, что всем окрестным государствам и моря Балтийского горо­ дам превеликий вред и убыток наносится, когда запрещенные всякого рода воинские инструменты и оружие в Россию возят, которыми россияне против прочих христиан весьма вооружиться и образом силы Турецкой владения над Европою пожелать возмогут. Того ради приятельски желаю, дабы король Дат­ ский Фридрих... изволил оную Английскую навигацию пресечь». Однако шведскому королю не удалось пресечь торговлю Англии с Росси­ ей. Англичане освоили новый морской путь, и количество их кораблей, при­ бывавших в устье Северной Двины, из года в год увеличивалось. Но усиления экономического могущества России боялись и сами англи­ чане. Ченслер писал в своих записках: «Если бы Россия только сознала все свое могущество, никому бы с ней не совладать, теперь она подобна молодому коню, которого, несмотря на всю его силу, может обуздать малый ребенок». Возможность завязать торговлю с Россией через Белое море привлекала внимание и других стран, в частности Голландии, которая также направила на Северную Двину свои корабли. Это чрезвычайно обеспокоило англичан. Они ни с кем не хотели делить монополию в торговле с Россией. Россия же не могла отталкивать от себя выгоды торговли с другими за­ падными державами, даже под угрозой неудовольствия англичан. Кроме того, с Голландией она и раньше имела торговые сношения, правда, незначитель­ ные, через Балтийское море. Англичане к этому времени уже имели свою пристань (пристань св. Ни­ колая) в Никольском устье, где у них были расположены склады и торговая контора. Вторым торговым пунктом англичан являлись Холмогоры. Здесь они владели пожалованной царем землей, собственными домами и торговы­ 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz