Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

и в том, что прожил на Шпицбергене 15 лет кряду? Конечно, этот человек заслуживает титула шпицбергенского царя». В документах Антона Старостина (последнего из рода Старостиных), умершего в Петербурге в 1875 г., значится, что его предки занимались про­ мыслом на Груманте в течение 400 лет! Исторические исследования и археологические раскопки показывают следы русских поселений на Груманте. Так, например, 14 октября 1957 г. участник скандинавской археологической экспедиции финский ученый про­ фессор X. Тегенгрем сообщил, что недавно удалось обнаружить становище русских поморов-промышленников XVIII века на острове Шпицбергене. Ар­ хеологи нашли остатки жилищ, подсобных построек, предметы снаряжения, в том числе орудия рыбного и зверобойного промысла. Были найдены также старинные русские веретена и инструменты сапожного производства. Многолетние наблюдения северных поморов, передававшиеся из поко­ ления в поколение, легли в основу первых ледовых лоций для плавания по Белому морю. К XIV веку уже были разработаны типы судов, которые на долгие годы вошли в практику северного мореплавания: торосные карбасы, раньшины, лодьи, кочи. Эти суда были приспособлены к плаванию во льдах. Однако, несмотря на богатый опыт в мореплавании, накопленный бело­ морскими поморами, некоторый опыт в судостроении и морской торговле, никаких попыток активизировать торговлю через Белое море, вплоть до воз­ никновения централизованного Российского государства, не предпринима­ лось. Основание Архангельска В XVI веке передовые страны Западной Европы вступили на путь капита­ листического развития. Открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки в конце XV века, возникновение обширных колониальных владений Испании и Португалии, рост ост-индской и китайской торговли во много раз расширили область европейских торговых сношений, дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности. Господство Испании и Португалии на южных путях в юго-восточные страны заставило англичан и голландцев предпринять попытки проникнуть в Индию и Китай вдоль северных берегов России. Первой такой экспедицией была экспедиция под руководством Хью Уил­ лоуби в 1553 г. Она была вызвана поисками новых путей и рынков сбыта для английского торгового капитала. Англичане намеревались пройти северным путем в Индию и Китай, но в пути корабли были разбросаны штормом. Один из них, «Эдуард Благое Предприятие», под командованием Ричарда Ченслера 24 августа того же года бросил якорь в Двинском заливе на рейде у селения Ненокса. От местных жителей Ченслер узнал, что его корабль находится у берегов Московского государства. Отказавшись от попыток разыскивать свою эскад­ ру, английский шкипер выехал в Холмогоры, а затем в Москву, где был благо­ склонно принят Иваном IV. В то время все попытки России завязать экономические и культурные связи с Западной Европой наталкивались на яростное противодействие при­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz