Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
и в том, что прожил на Шпицбергене 15 лет кряду? Конечно, этот человек заслуживает титула шпицбергенского царя». В документах Антона Старостина (последнего из рода Старостиных), умершего в Петербурге в 1875 г., значится, что его предки занимались про мыслом на Груманте в течение 400 лет! Исторические исследования и археологические раскопки показывают следы русских поселений на Груманте. Так, например, 14 октября 1957 г. участник скандинавской археологической экспедиции финский ученый про фессор X. Тегенгрем сообщил, что недавно удалось обнаружить становище русских поморов-промышленников XVIII века на острове Шпицбергене. Ар хеологи нашли остатки жилищ, подсобных построек, предметы снаряжения, в том числе орудия рыбного и зверобойного промысла. Были найдены также старинные русские веретена и инструменты сапожного производства. Многолетние наблюдения северных поморов, передававшиеся из поко ления в поколение, легли в основу первых ледовых лоций для плавания по Белому морю. К XIV веку уже были разработаны типы судов, которые на долгие годы вошли в практику северного мореплавания: торосные карбасы, раньшины, лодьи, кочи. Эти суда были приспособлены к плаванию во льдах. Однако, несмотря на богатый опыт в мореплавании, накопленный бело морскими поморами, некоторый опыт в судостроении и морской торговле, никаких попыток активизировать торговлю через Белое море, вплоть до воз никновения централизованного Российского государства, не предпринима лось. Основание Архангельска В XVI веке передовые страны Западной Европы вступили на путь капита листического развития. Открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки в конце XV века, возникновение обширных колониальных владений Испании и Португалии, рост ост-индской и китайской торговли во много раз расширили область европейских торговых сношений, дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности. Господство Испании и Португалии на южных путях в юго-восточные страны заставило англичан и голландцев предпринять попытки проникнуть в Индию и Китай вдоль северных берегов России. Первой такой экспедицией была экспедиция под руководством Хью Уил лоуби в 1553 г. Она была вызвана поисками новых путей и рынков сбыта для английского торгового капитала. Англичане намеревались пройти северным путем в Индию и Китай, но в пути корабли были разбросаны штормом. Один из них, «Эдуард Благое Предприятие», под командованием Ричарда Ченслера 24 августа того же года бросил якорь в Двинском заливе на рейде у селения Ненокса. От местных жителей Ченслер узнал, что его корабль находится у берегов Московского государства. Отказавшись от попыток разыскивать свою эскад ру, английский шкипер выехал в Холмогоры, а затем в Москву, где был благо склонно принят Иваном IV. В то время все попытки России завязать экономические и культурные связи с Западной Европой наталкивались на яростное противодействие при 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz