Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Новый проект, устанавливая зоны многоэтажной каменной и малоэтаж­ ной застройки, равномерно распределяет по районам города жилое, культур- но-бытовое и общественное строительство; предусматривает мероприятия по ликвидации неблагоприятных естественных условий города и обеспече­ нию населения всеми видами городского транспорта и коммунального благо­ устройства (водоснабжение, канализация, энергоснабжение). Несмотря на территориальную разбросанность отдельных районов горо­ да, разобщенных дельтой Северной Двины и имеющих в связи с этим слож­ ную застройку, в новом проекте планировки вышеуказанные задачи находят комплексное разрешение. Выбранное в свое время на красивом участке набережной место для ос­ нования Архангельска навсегда определило расположение его центра. Здесь, на Пур-Наволокском мысе, в XVI веке зародился город, отсюда началось его развитие. С просторов Северной Двины открывается широкий фронт застройки набережной, а подковообразная форма береговой линии придает террито­ рии центра командное положение в плане всего Архангельска. Набережная Северной Двины является любимым местом отдыха жителей города. В теплые летние вечера водные просторы могучей реки в сочетании со свойственным только северу богатством тонов золотисто-пурпурного неба и силуэтами стоящих на рейде кораблей оставляют неизгладимое впечатле­ ние. Набережная им. Сталина служит парадной магистралью и определяет лицо портового города. Набережную с жилым массивом центра связывает улица Энгельса, кото­ рой в новом проекте планировки придается значение главной композици­ онной оси центральной части города. Украшенная аллеями и скверами, она пройдет до проектируемой по северо-восточной границе города железной до­ роги, которая свяжет левый берег Северной Двины со всеми правобережны­ ми районами Архангельска. В месте пересечения железной дороги с улицей Энгельса, расширяемой до 50 метров, намечается расположить центральный вокзал города с привокзальной площадью. Отходящие от этой площади в виде лучей улицы Госпитальной и Урицкого свяжут центральные районы города с новым вокзалом. <...> Старый Архангельск был малоэтажным деревянным городом, причем де­ ревянная застройка имелась даже в центре, где она была запрещена еще гене­ ральным планом 1794 года. Новый проект планировки предусматривает резкое сокращение деревян­ ного строительства с переходом на многоэтажную каменную застройку цент­ ра. Во всех районах культурно-бытовые и общественные здания будут строить­ ся только из камня. Многоэтажная каменная застройка не только неизмеримо улучшит коммунальные удобства населения, но и позволит значительно сни­ зить стоимость строительства, не говоря уже о коренном улучшении состоя­ ния пожарной безопасности города. <...> Особое значение в проекте планировки города придается застройке и благоустройству набережной им. Сталина, которая будет местами расширена в сторону реки путем проведения ряда гидротехнических работ. <...> Коренным образом изменится архитектура набережной в центральных районах расположения морского и речного портового хозяйства. Здесь бу­ 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz