Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
хода империалистов против нашей Родины. Интервенты причинили колос сальные убытки народному хозяйству Севера, вывезли огромное количество экспортного сырья и леса, расстреляли и замучили в тюремных застенках тысячи людей. 21 февраля 1920 года, после 18-месячного хозяйничанья интервентов, Ар хангельск стал снова советским. Для Архангельска наступает период подлинного социалистического рас цвета. За годы советских пятилеток город из отсталого, заброшенного се верного порта становится одним из крупнейших индустриальных центров СССР - «всесоюзной лесопилкой». Быстрый рост промышленных районов и необходимость создания боль ших благоустроенных жилых массивов потребовали планового разрешения вопросов транспорта, ликвидации угрозы кризиса старого водоснабжения и санитарно-гигиенической отсталости города. Для приближения рабочих районов к центру города началась прокладка трамвайных путей в Соломбале к поселку лесозавода № 14. В 1921 году эти ра боты были закончены. В 1927 году закончилась прокладка трамвайных путей к поселкам маймаксанских лесозаводов. В 1933 году трамвай стал курсировать до самых отдаленных районов города - на южном маршруте до лесозавода № 2, а на северном - до Экономии. В 1927-1929 годах началась прокладка на окраины города новой водопро водной магистрали, которая от главной насосной станции прошла через весь город. Работа эта была сопряжена с большими трудностями, так как магист раль местами шла в неосушенных торфяниках. В 1933 году началась прокладка нового водопровода в центральной части города. Большие работы по водоснабжению маймаксанских и соломбальских жилых поселков были проведены в 1938-1941 годах. Со строительством новой насосной станции, водопроводных магистра лей и пожарных водоемов улучшилось водоснабжение города. Навсегда ушли в область истории периодические выгорания города, которыми он «славил ся» в прошлом. Рост промышленности вызвал необходимость строительства электростан ций. Бывшие окраины и рабочие поселки города стали быстро электрифици роваться. В связи с введением в действие АТС (автоматической телефонной станции) коренным образом изменилась работа телефонной связи города. В 1923 году на улице Свободы была построена первая асфальтовая мосто вая на бетонном основании. С этого времени асфальт прочно входит в прак тику дорожного строительства города, оттесняя все дальше деревянные мос товые и тротуары. С первых дней существования советского Архангельска начались круп ные осушительные работы, получившие наибольший размах после 1931 года, когда они стали выполняться на базе детальных изысканий. В результате этих работ стало возможным расширение старых и строительство новых благоу строенных кварталов. Осушка дала возможность организовать отвод сточных вод: в городе впервые появилась канализация. Неузнаваемо изменился в эти годы архитектурный облик города. Про спект П. Виноградова и набережная им. Сталина, где в прошлом отдельные каменные домики терялись в массе серых, безликих купеческих особняков, стали районами многоэтажной каменной застройки. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz