Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

хода империалистов против нашей Родины. Интервенты причинили колос­ сальные убытки народному хозяйству Севера, вывезли огромное количество экспортного сырья и леса, расстреляли и замучили в тюремных застенках тысячи людей. 21 февраля 1920 года, после 18-месячного хозяйничанья интервентов, Ар­ хангельск стал снова советским. Для Архангельска наступает период подлинного социалистического рас­ цвета. За годы советских пятилеток город из отсталого, заброшенного се­ верного порта становится одним из крупнейших индустриальных центров СССР - «всесоюзной лесопилкой». Быстрый рост промышленных районов и необходимость создания боль­ ших благоустроенных жилых массивов потребовали планового разрешения вопросов транспорта, ликвидации угрозы кризиса старого водоснабжения и санитарно-гигиенической отсталости города. Для приближения рабочих районов к центру города началась прокладка трамвайных путей в Соломбале к поселку лесозавода № 14. В 1921 году эти ра­ боты были закончены. В 1927 году закончилась прокладка трамвайных путей к поселкам маймаксанских лесозаводов. В 1933 году трамвай стал курсировать до самых отдаленных районов города - на южном маршруте до лесозавода № 2, а на северном - до Экономии. В 1927-1929 годах началась прокладка на окраины города новой водопро­ водной магистрали, которая от главной насосной станции прошла через весь город. Работа эта была сопряжена с большими трудностями, так как магист­ раль местами шла в неосушенных торфяниках. В 1933 году началась прокладка нового водопровода в центральной части города. Большие работы по водоснабжению маймаксанских и соломбальских жилых поселков были проведены в 1938-1941 годах. Со строительством новой насосной станции, водопроводных магистра­ лей и пожарных водоемов улучшилось водоснабжение города. Навсегда ушли в область истории периодические выгорания города, которыми он «славил­ ся» в прошлом. Рост промышленности вызвал необходимость строительства электростан­ ций. Бывшие окраины и рабочие поселки города стали быстро электрифици­ роваться. В связи с введением в действие АТС (автоматической телефонной станции) коренным образом изменилась работа телефонной связи города. В 1923 году на улице Свободы была построена первая асфальтовая мосто­ вая на бетонном основании. С этого времени асфальт прочно входит в прак­ тику дорожного строительства города, оттесняя все дальше деревянные мос­ товые и тротуары. С первых дней существования советского Архангельска начались круп­ ные осушительные работы, получившие наибольший размах после 1931 года, когда они стали выполняться на базе детальных изысканий. В результате этих работ стало возможным расширение старых и строительство новых благоу­ строенных кварталов. Осушка дала возможность организовать отвод сточных вод: в городе впервые появилась канализация. Неузнаваемо изменился в эти годы архитектурный облик города. Про­ спект П. Виноградова и набережная им. Сталина, где в прошлом отдельные каменные домики терялись в массе серых, безликих купеческих особняков, стали районами многоэтажной каменной застройки. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz