Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

шло стихийно, беспорядочно, без предварительной планировки. Заводские поселки, состоящие из одноэтажных каркасных бараков, располагались на за­ болоченных, заливаемых весной территориях и поражали своим убожеством и грязью. Согласно генеральному плану 1794 года центральная часть города, в райо­ не набережной и Троицкого проспекта (теперь проспект П. Виноградова), должна была являться зоной каменной застройки. Но в X IX веке архангель­ ское купечество и фабриканты-лесопромышленники, пользуясь привилеги­ ями, начинают нарушать дисциплину генерального плана, забирая лучшие участки в центре и возводя здесь в большом количестве одно-двухэтажные деревянные особняки, не имеющие даже относительной архитектурно-худо­ жественной ценности. <...> К 1880 году вся центральная часть города оказалась застроенной в основ­ ном особняками и доходными домами с бакалейными, мануфактурными, мос­ кательными лавками, церквями и часовнями, трактирами и чайными. Архан­ гельск являл собой типичную картину захудалого губернского города. Проезжая часть главных улиц города была замощена булыжником. Дере­ вянные тротуары на поперечных улицах, экономии ради, проходили посре­ дине, прикрывая собой водосточные канавы. Никакой защиты от грунтовых вод, скапливающихся на территории кварталов, не проводилось. <...> Требование властей об устройстве в Архангельске поверхностных канав, отводящих воду со дворов к подтротуарным лоткам, являлось формальным и не могло дать никакого эффекта в городе, расположенном на сплошном болоте с глубиной насыщенного водой торфа до пяти-десяти метров. Зада­ ча осушки торфяного массива, на котором расположена значительная часть кварталов города, так и осталась нерешенной вплоть до Великой Октябрь­ ской социалистической революции. <...> Водопровод был пущен в эксплуатацию в 1903 году, причем только в цен­ тре города. До строительства водопровода воду зимой и летом развозили по городу в бочках за плату. Необеспеченная часть населения окраины города вынуждена была носить воду с реки, доставая ее, обычно у пристаней, в мес­ тах наибольшего загрязнения. Первая городская электростанция начала ра­ ботать только в 1915 году. Мало заботясь об удобствах населения, не спешили со строительством трамвая. Вопрос о предоставлении населению дешевого средства сообщения дебатировался в городской думе в течение 20 лет. Дума не соглашалась уступить право постройки трамвая концессионерам, но и не строила его сама. Только за год до Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции появился в Архангельске трамвай, курсировавший первое время от улицы Урицкого (б. Архиерейской) до ул. Суворова (б. Пермской). Трамвайные пути весной настолько расстраивались, что движение то и дело приходилось приостанавливать: ежедневно трамвай сходил с рельс до трех­ четырех раз. Заречная часть города - Соломбала в дореволюционное время не имела ни водопровода, ни трамвая. Набережная Северной Двины была настолько захламлена причалами, складскими постройками, плотами для мойки рыбы, что к 1920 году южная часть центра города оказалась совершенно отрезанной от реки. Таким застала город Великая Октябрьская социалистическая революция. Установление советской власти на Севере временно задержала америка­ но-английская интервенция, являвшаяся частью общего плана военного по­ 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz