Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
шло стихийно, беспорядочно, без предварительной планировки. Заводские поселки, состоящие из одноэтажных каркасных бараков, располагались на за болоченных, заливаемых весной территориях и поражали своим убожеством и грязью. Согласно генеральному плану 1794 года центральная часть города, в райо не набережной и Троицкого проспекта (теперь проспект П. Виноградова), должна была являться зоной каменной застройки. Но в X IX веке архангель ское купечество и фабриканты-лесопромышленники, пользуясь привилеги ями, начинают нарушать дисциплину генерального плана, забирая лучшие участки в центре и возводя здесь в большом количестве одно-двухэтажные деревянные особняки, не имеющие даже относительной архитектурно-худо жественной ценности. <...> К 1880 году вся центральная часть города оказалась застроенной в основ ном особняками и доходными домами с бакалейными, мануфактурными, мос кательными лавками, церквями и часовнями, трактирами и чайными. Архан гельск являл собой типичную картину захудалого губернского города. Проезжая часть главных улиц города была замощена булыжником. Дере вянные тротуары на поперечных улицах, экономии ради, проходили посре дине, прикрывая собой водосточные канавы. Никакой защиты от грунтовых вод, скапливающихся на территории кварталов, не проводилось. <...> Требование властей об устройстве в Архангельске поверхностных канав, отводящих воду со дворов к подтротуарным лоткам, являлось формальным и не могло дать никакого эффекта в городе, расположенном на сплошном болоте с глубиной насыщенного водой торфа до пяти-десяти метров. Зада ча осушки торфяного массива, на котором расположена значительная часть кварталов города, так и осталась нерешенной вплоть до Великой Октябрь ской социалистической революции. <...> Водопровод был пущен в эксплуатацию в 1903 году, причем только в цен тре города. До строительства водопровода воду зимой и летом развозили по городу в бочках за плату. Необеспеченная часть населения окраины города вынуждена была носить воду с реки, доставая ее, обычно у пристаней, в мес тах наибольшего загрязнения. Первая городская электростанция начала ра ботать только в 1915 году. Мало заботясь об удобствах населения, не спешили со строительством трамвая. Вопрос о предоставлении населению дешевого средства сообщения дебатировался в городской думе в течение 20 лет. Дума не соглашалась уступить право постройки трамвая концессионерам, но и не строила его сама. Только за год до Великой Октябрьской социалисти ческой революции появился в Архангельске трамвай, курсировавший первое время от улицы Урицкого (б. Архиерейской) до ул. Суворова (б. Пермской). Трамвайные пути весной настолько расстраивались, что движение то и дело приходилось приостанавливать: ежедневно трамвай сходил с рельс до трех четырех раз. Заречная часть города - Соломбала в дореволюционное время не имела ни водопровода, ни трамвая. Набережная Северной Двины была настолько захламлена причалами, складскими постройками, плотами для мойки рыбы, что к 1920 году южная часть центра города оказалась совершенно отрезанной от реки. Таким застала город Великая Октябрьская социалистическая революция. Установление советской власти на Севере временно задержала америка но-английская интервенция, являвшаяся частью общего плана военного по 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz