Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

В центре Соломбалы закладывается капитальное здание Преображенско­ го собора (1760 -1776 гг.). Генеральный план адмиралтейства 1780 года показывает, что Соломбала была в эти годы уже крупным районом города. <...> В 1805 году, вместо существовавшего ранее казенного перевоза через Кузнечиху, для постоянной связи с городом был построен наплавной мост на барочных днищах. Так как мост «был чрезвычайно низок, и, будучи часто заливаем волнением, служил не безопасным сообщением», с 1844 года стал строиться новый мост на сваях. После катастрофического разлива Северной Двины в 1811 году (уровень воды поднимался до 20 футов) в Соломбале расширяются работы по подня­ тию территории подсыпкой щепой. Под влиянием ежегодных наводнений деревянные постройки быстро загнивали и приходили в ветхость. В 1820 го­ ду «Главная контора над портом» добилась строительства двух крупных ка­ менных казарм на 3500 человек. Это были первые монументальные здания адмиралтейства, известные впоследствии под названием «флотского экипа­ жа»*. <...> Специально разработанный в 1831 году новый план адмиралтейства пока­ зывает, как быстро росла в те годы застройка Соломбалы. В связи с введени­ ем новой кораблестроительной техники соломбальское адмиралтейство на­ чинает строить специальные мастерские, литейный завод, паровую кузницу, гавань для зимовки судов у реки Курьи. <...> Однако переход России на броненосное (вместо деревянного) судострое­ ние, к которому архангельское адмиралтейство не было приспособлено, об­ меление Северной Двины и оторванность Архангельска (из-за отсутствия железной дороги) от основных районов России привели к тому, что архан­ гельский военный порт в 1862 году был упразднен. Архангельский торговый порт также переживает в эти годы длительный период застоя. Лишь в конце X IX века в связи с ростом заграничного спро­ са на русский лес и соединением Архангельска железнодорожной линией с Москвой (1898 г.) наблюдается некоторый подъем экономической жизни Ар­ хангельска. Неисчерпаемые лесные массивы Севера и удобство сплава древесины по мощной артерии Северной Двины стали привлекать в Архангельскую губер­ нию не только русский, но и иностранный капитал. В X IX веке окончательно определяется профиль Архангельска как лесопромышленного центра. Во вто­ рой четверти X IX века на смену пильным мельницам-ветрянкам приходят ле­ сопильные заводы. Первый завод с паровым двигателем и круглыми стальны­ ми пилами строит в 1828 году в Маймаксе иностранный капиталист Брандт. По берегам Северной Двины один за другим строятся лесопильные заводы, что определяет своеобразный облик города, растянувшегося на десятки кило­ метров вдоль двинских берегов. В связи с концентрацией части лесопильных заводов по реке Маймаксе начинает зарождаться будущий Маймаксанский район города. Со строитель­ ством железнодорожной станции на левом берегу начинает складываться еще один район, будущий Исакогорский. Но если в центре города застройка проводилась по генеральному плану 1794 года, то строительство поселков на окраинах, при лесопильных заводах, Одно из зданий сохранилось и в настоящее время (1958 г.) реконструировано. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz