Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

цами Свободы и Володарского) с двумя главными магистралями: набережной и Троицким проспектом (проспект П. Виноградова). <...> Несмотря на некоторое упорядочение застройки города, внешнее благо­ устройство его продолжало оставаться в неудовлетворительном состоянии. Уничтоженные пожаром 1793 года бревенчатые мостовые не возобновля­ лись - даже в центре проехать по улицам было делом далеко не легким. <...> Начало благоустройства центральной части города относится к периоду 1814-1830 годов: несколько главных улиц было вымощено, а для пешеходов устроены деревянные тротуары, одновременно велась примитивная поверх­ ностная осушка центра. Согласно плану 1794 года в городе были созданы но­ вые площади: Казарменная, Сенная, плац-парадная. В 1820-1823 годах закладывается первый общественный сад (ныне стади­ он «Динамо»), склоны набережной в центре выстилаются булыжным камнем. На плац-парадной площади в 1832 году воздвигается памятник М.В. Ломоно­ сову работы скульптора П.И. Мартоса*. Расширение застройки одного из центральных районов города - Солом- балы относится к 1750-1760 годам. В связи с мероприятиями правительства по приведению «в должный порядок флота и адмиралтейств» Воинская Мор­ ская комиссия после проверки в 1733 году лесных запасов Севера пришла к выводу о необходимости возобновления в Архангельске строительства во­ енных кораблей. Для приведения в порядок Соломбальской верфи в Архан­ гельск были присланы морские команды из корабельных экипажей Балтий­ ского флота. <...> С 1734 года все силы были брошены на строительство производственных сооружений верфи. Срочно возводились провиантские амбары, смольня, та­ келажные мастерские, кузницы, сухой док и канатный завод. <...> Соломбала к 1741 году уже имела генеральный план расположения как производственных сооружений адмиралтейства, так и нескольких кварталов Адмиралтейской слободы. Низкая, болотистая, ежегодно заливаемая территория Соломбалы требо­ вала для освоения искусственного повышения. В 1734-1738 годах эти работы производились путем подсыпки территории балластом с приходящих кораб­ лей и щепой, остающейся от строительства деревянных судов. Коренное население Соломбалы продолжало возрастать и к 1749 году со­ ставляло около 3000 человек. Сплошь деревянная, беспорядочно застраиваемая на подсыпанной ще­ пой территории, Соломбала, как и сам город, страдала от пожаров. «Главная контора над портом» ежегодно с наступлением весны принуждена была изда­ вать приказы о запрещении топки не только печей в домах, но и бань, исклю­ чая, как упоминается в «Архангельских губернских ведомостях», «особенных каких-либо случаев, например, родины или крестины». Во избежание размыва береговой территории центральная часть на­ бережной Соломбалы в 1751 году укрепляется и облицовывается камнем. В 1760 году проводится капитальный ремонт и дальнейшее расширение ад­ миралтейства. По набережной реки Курьи для «служителей» адмиралтейства строятся две линии новых казарм. <...> * В 1867 г. памятник был перенесен к зданию губернских присутственных мест, где и находился до 1930 г. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz