Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

устью Подошли, скрываясь под английскими и голландскими торговыми фла­ гами, шведские военные корабли в составе 5 фрегатов и 2 бомбовых галио­ тов. Эскадра бросила якорь у острова Мудьюг, захватив обманом передовые караулы. Часть флотилии вошла в устье Двины. Однако враги не застали Архангельск врасплох. Насильно взятые шведа­ ми в качестве лодейных кормщиков северяне - Дмитрий Борисов и Иван Ря­ бов намеренно посадили один из фрегатов врага на мель прямо против кре­ пости, а заранее установленные в этом районе береговые батареи привели неприятельские корабли в расстройство. Шведский флот, потеряв два корабля, ничего не добившись, ушел, огра­ ничившись на обратном пути обычным для шведских интервентов грабежом мирных поморских селений. «Зело чудесно, что отразили злобнейших шведов», - писал по случаю этой победы Петр I Апраксину. Возведение Новодвинской крепости было закончено в 1705 году. Это было первоклассное военное сооружение, с массивными бастионами, приспо­ собленное к вооружению 180 орудиями. За стенами был построен каменный равелин с крепостным рвом и подъемными мостами. Северная, восточная и южная стороны крепости были обведены еще водяным рвом также с подъем­ ными мостами. Новодвинская крепость как боевая единица просуществовала до 1862 го­ да, а затем в связи с закрытием Архангельского военного порта была упразд­ нена и передана согласно ходатайству Архангельского епархиального ведом­ ства «под училище девиц духовного звания». Вместо размещения в крепости училища это «богоугодное» ведомство начало разбирать крепостные стены и продавать плитный камень как строительный материал. В настоящее время остатки Новодвинской крепости охраняются как ис- торико-архитектурный памятник. <...> В 1702 году Архангельск становился административным центром края, а в 1707 году (при разделении России на губернии) - губернским городом. Тер­ ритория города к этому времени значительно возросла и достигла уже границ современной Кузнечихи. Для этого периода характерно строительство каменных храмов вместо деревянных, часто уничтожаемых пожарами. Следует упомянуть несколько интересных по своей архитектуре, но уже не сохранившихся памятников культового зодчества XVII-XVIII веков: Михайло-Архангельский монастырь на Быку (1713 год), монументальное 50-метровой высоты здание Троицкого кафедрального собора (1709 год), Михайло-Архангельская церковь (1743 год) с оригинальным живописным изображением Архангельска на внутренней за­ падной стене. С основанием Петербурга роль Архангельска как торгового порта стала падать. Жизнь на Соломбальской верфи, до того времени бойкая и шумная, стала затихать: с 1722 года почти полностью прекратилось судостроение. Специальным правительственным указом (1722 год) привоз товаров в архан­ гельский порт был ограничен только потребностями жителей края. Эти огра­ ничительные меры были отменены лишь в 1762 году, когда Архангельск в тор­ говом отношении был поставлен в одинаковое положение с Петербургом. Город по-прежнему строился беспланово. <...> Узкие кривые улицы сплетались в замысловатый лабиринт, в котором могли разбираться только старожилы. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz