Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
строительства дворов (9 сентября 1670 года) были установлены грубые ошиб ки и отклонения от «исходного чертежа». Когда в Москве стало известно, что стройка не соответствует проекту, оттуда 9 марта 1671 года был направлен в Архангельск для улучшения строительных работ «подмастерье» Дм. Старцев. В связи со смертью Анцина двинской воевода А.И. Нестеров получил 30 апреля 1672 года царский указ, в котором отмечалось, что «у того камен ного дела без мастера быть не мочно... надобно у того каменного дела под мастерью быть доброму беспременно до тех мест, как каменное дело в совер шенстве будет» и далее следовало решение - «прислан был к каменному делу подмастерье Митька Старцев, и он, Митька, добр, в каменном деле силу знает и радетелен... и по нашему Великого Государя указу, послан на Двину камен ных дел подмастерье Митька же Старцев с женой и детьми...» и велено было подмастерью Дмитрию Старцеву «быть у Архангельского города до отделки каменных дел». Московский архитектор Дмитрий Старцев проводил исправ ление допущенных ранее при строительстве гостиных дворов ошибок и руко водил строительством, закончив его в 1684 году. <...> В начале царствования Петра I экономическое значение Архангельска продолжало возрастать. С 1693 года начал развиваться новый, заречный район города - Соломбала, где Петр I заложил кораблестроительную верфь. На низком затапливаемом берегу среднего острова Соломбалы в течение одного года были возведены производственные и служебные постройки, а ря дом с ними появились казармы «служителей» новой верфи. Открыв в Архангельске «царские торги» (монопольную царскую тор говлю), Петр I начал отправлять за границу русские товары на кораблях, по строенных архангельскими мастерами, быстро освоившими сложное искусст во строительства морских судов. Архангельск стал колыбелью отечественного судостроения. Здесь вырос ла целая плеяда талантливых мастеров-кораблестроителей: Негодяев, строив ший прекрасные торговые морские корабли по собственным чертежам, Коч- нев, Ершов, Курочкин, Загуляев и другие. С начала XVIII века в истории Поморья наступает новый этап - Петр I, наряду с работами по расширению Архангельского порта, организацией в Соломбале первой судостроительной верфи, кладет начало ликвидации бес чинствам шведских интервентов, в течение целых столетий приносивших разорение русскому Северу По выражению поэта, это было время, «когда Россия молодая... мужала с гением Петра». Мужественное население Поморья принимает деятельное участие в под готовке Петром I мероприятий для военной борьбы со Швецией. Опасаясь нападения шведов на Архангельск, царь в 1701 году указывает двинскому вое воде Прозоровскому немедленно приступить к строительству каменной кре пости в 15 верстах ниже Соломбалы на острове Линском (у Березовского ус тья С. Двины) , «чтоб тех неприятельских людей (шведов) в двинские устья не пропускать, и города Архангельского ни до какого разорения не допускать». Вначале постройка крепости, названной Новодвинской, возлагалась на «двинян», позднее для этого строительства были привлечены города: Карго поль, Чаронда. Кеврола, Мезень, Вага, В. Устюг, Сольвычегодск и кроме это го Тотьма и Вятка. Опасения России оправдались - новая крепость была 12 июня 1701 года только что заложена, а вечером 25 июня с моря к двинскому Березовскому
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz