Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

строительства дворов (9 сентября 1670 года) были установлены грубые ошиб­ ки и отклонения от «исходного чертежа». Когда в Москве стало известно, что стройка не соответствует проекту, оттуда 9 марта 1671 года был направлен в Архангельск для улучшения строительных работ «подмастерье» Дм. Старцев. В связи со смертью Анцина двинской воевода А.И. Нестеров получил 30 апреля 1672 года царский указ, в котором отмечалось, что «у того камен­ ного дела без мастера быть не мочно... надобно у того каменного дела под­ мастерью быть доброму беспременно до тех мест, как каменное дело в совер­ шенстве будет» и далее следовало решение - «прислан был к каменному делу подмастерье Митька Старцев, и он, Митька, добр, в каменном деле силу знает и радетелен... и по нашему Великого Государя указу, послан на Двину камен­ ных дел подмастерье Митька же Старцев с женой и детьми...» и велено было подмастерью Дмитрию Старцеву «быть у Архангельского города до отделки каменных дел». Московский архитектор Дмитрий Старцев проводил исправ­ ление допущенных ранее при строительстве гостиных дворов ошибок и руко­ водил строительством, закончив его в 1684 году. <...> В начале царствования Петра I экономическое значение Архангельска продолжало возрастать. С 1693 года начал развиваться новый, заречный район города - Соломбала, где Петр I заложил кораблестроительную верфь. На низком затапливаемом берегу среднего острова Соломбалы в течение одного года были возведены производственные и служебные постройки, а ря­ дом с ними появились казармы «служителей» новой верфи. Открыв в Архангельске «царские торги» (монопольную царскую тор­ говлю), Петр I начал отправлять за границу русские товары на кораблях, по­ строенных архангельскими мастерами, быстро освоившими сложное искусст­ во строительства морских судов. Архангельск стал колыбелью отечественного судостроения. Здесь вырос­ ла целая плеяда талантливых мастеров-кораблестроителей: Негодяев, строив­ ший прекрасные торговые морские корабли по собственным чертежам, Коч- нев, Ершов, Курочкин, Загуляев и другие. С начала XVIII века в истории Поморья наступает новый этап - Петр I, наряду с работами по расширению Архангельского порта, организацией в Соломбале первой судостроительной верфи, кладет начало ликвидации бес­ чинствам шведских интервентов, в течение целых столетий приносивших разорение русскому Северу По выражению поэта, это было время, «когда Россия молодая... мужала с гением Петра». Мужественное население Поморья принимает деятельное участие в под­ готовке Петром I мероприятий для военной борьбы со Швецией. Опасаясь нападения шведов на Архангельск, царь в 1701 году указывает двинскому вое­ воде Прозоровскому немедленно приступить к строительству каменной кре­ пости в 15 верстах ниже Соломбалы на острове Линском (у Березовского ус­ тья С. Двины) , «чтоб тех неприятельских людей (шведов) в двинские устья не пропускать, и города Архангельского ни до какого разорения не допускать». Вначале постройка крепости, названной Новодвинской, возлагалась на «двинян», позднее для этого строительства были привлечены города: Карго­ поль, Чаронда. Кеврола, Мезень, Вага, В. Устюг, Сольвычегодск и кроме это­ го Тотьма и Вятка. Опасения России оправдались - новая крепость была 12 июня 1701 года только что заложена, а вечером 25 июня с моря к двинскому Березовскому

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz