Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

С южной и восточной стороны укрепления, сразу за крепостным рвом, начинался посад с беспорядочно застроенными слободами: Стрелецкой, Пуш­ карской, Жилецкой, которые занимали современную территорию города от улицы К. Либкнехта до улицы Володарского и от набережной им. Сталина до проспекта П. Виноградова. Жилые дома иностранцев размещались севернее гостиных дворов (в при­ брежной полосе между современными улицами Свободы и Михайла Ломоно­ сова) , образуя так называемую Немецкую слободу. Из-за большой скученности, отсутствия четкой планировки сплошь дере­ вянный город подвергался опустошительным пожарам, часто уничтожавшим почти целиком все городские строения. Так, в 1611 году сгорели Стрелецкая, Пушкарская, Жилецкая слободы и половина Затинной. В июле 1636 года по­ жар, начавшийся в Николо-Корельском подворье, уничтожил внутри город­ ского укрепления все постройки монастыря, хлебные амбары, воеводский двор и почти полностью крепостные стены с пятью башнями. В 1664 году пожар истребил древнюю Преображенскую церковь, Стрелецкую слободу, торговые лавки и значительную часть посадских домов; в 1667 году выгорела вся нижняя часть города с гостиными дворами, лавками и «немецкими» амба­ рами, а осенью 1669 года сгорело городское укрепление со всеми размещен­ ными в нем казенными зданиями и хлебным житницами*. Несмотря на то, что, по ходатайству двинского воеводы и челобитной горожан, монастырь, часто являвшийся причиной пожаров, был в 1633 году вынесен в Нячеры (район современного Быка), пожары в городе не прекра­ щались. <...> Между тем торговля в Архангельске, внутренняя и внешняя, все возраста­ ла. Река Северная Двина была широкой торговой дорогой, которая соединяла Север, богатый солью, рыбой и пушниной, с Москвой, а через Белое море - Москву с зарубежными странами. В течение всего XV II века Архангельск был центром русской торговли с заграницей и крупным морским торговым пор­ том Московского государства. На архангельских ярмарках проводился боль­ шой оптовый торг, являвшийся важной статьей государственного дохода. Достаточно указать, что 60 процентов всех таможенных сборов, получаемых Московским государством, падало на долю Архангельска. Убытки, которые несли от частых пожаров деревянного города и дере­ вянных гостиных дворов государственная казна и купечество, побудили Мос­ ковское правительство приступить после пожара 1667 года к строительству в Архангельске каменных гостиных дворов. Это крупнейшее по тому времени каменное сооружение Московского государства строилось в течение 16 лет (с 1668 по 1684 год) по «исходному чертежу», присланному из Москвы. Все расходы по строительству архангельских гостиных дворов прави­ тельством были возложены на девять городов: Вологду, Каргополь, Устюг Великий, Сольвычегодск, Вятку, Чаронду, Вагу, Кевролу и Мезень. Каждый город вносил по 60 рублей с сохи (по сошному обложению). Кроме того, на расходы по строительству поступала некоторая часть двинских таможенных и кабацких доходов. Кирпич для строительства дворов изготовляли на кирпичном заводе в Кузнечихе, а известь и бутовый камень добывали в Орлецах. В 1672 году деревянный «город» был восстановлен на старом месте с девятью новыми восьмиугольными башнями. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz