Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

«Пришедшие мурманы войною 500 человек с моря на бусах и шняках, и повоеваша в Варгузе погост Корельский, и в земли Заволоческой погост в Неноксе, и Корельский монастырь святого Николы... архистратига Михайлы монастырь, Цигломино, Хечемино, три церкви сожгли, а христиан и чернцов посекли». Особое историческое значение в освоении русского Севера и охране его границ сыграл основанный в 1428 году новгородцами Соловецкий монас­ тырь. / В XV веке стало значительно увеличиваться московское освоение Севера в связи с объединением Москвой удельных княжеств и желанием удельных князей восполнить свои территориальные потери за счет обширных и бога­ тых северных земель. В 1478 году в связи с присоединением Новгорода к Московскому государ­ ству в состав последнего вошла и Двинская земля, ставшая землей «Великого Государя всея Руси». Несмотря на большие трудности полярных плаваний, русские люди упор­ но осваивали Север. Холмогорцы, онежане, мезенцы продолжали походы новгородцев, проникая все дальше и дальше на север. На парусных деревян­ ных судах поморы-промышленники ходили на Грумант (Шпицберген) и к Скандинавскому побережью. Сведения о «полуночных» северных странах в XVI веке все чаще и чаще проникают в Западную Европу. Европейцы стремятся выпытать у русских мо­ реходов данные о «ледовых морях» и жадно расспрашивают приезжающих в Европу послов Московского государства о загадочном Севере. Под влиянием правдивых рассказов русских, уже хорошо изучивших побережье Ледовитого океана, европейцы решают организовать морские экспедиции с целью изыс­ кания северного морского пути в Индию и Китай. Английское купечество в поисках рынков для обмена продукции мануфак­ тур на сырье и восточные товары снаряжает в 1553 году экспедицию, кото­ рую возглавил Гуго Виллоуби. Два корабля этой экспедиции погибли в пути со всем экипажем, а третий под командованием Ричарда Ченслера сильной бурей был занесен в Белое море и, прибитый к берегу, 24 августа 1553 года бросил якорь в устье Северной Двины, недалеко от Николо-Корельского мо­ настыря. Вскоре Ченслер, имевший от английского короля грамоты «ко всем владыкам неведомых северных стран», был доставлен в Москву, где его при­ нял Иван IV. Московское правительство не замедлило оценить значение этого факта, выявившего возможность расширения внешней торговли с Западной Европой через Белое море. Москва предоставила организованной в 1553 году в Англии «Московской торговой компании» право свободного въезда и бес­ пошлинной торговли на Московской Руси. Вслед за англичанами беломорским путем для торговли с Москвой стали пользоваться голландцы и другие торговые «заморские гости». Торговые вза­ имоотношения с Западной Европой к 1555 году становятся регулярными. В первое время торговыми портами на Севере служили Кола и Холмо­ горы. Обычно иностранные суда останавливались в различных пунктах Ни­ кольского устья Двины, где привезенные товары перегружались на мелкие речные суда и доставлялись в Холмогоры. С потерей Москвой в 1581 году Нарвы единственным путем для торговых сношений с Западом оставалось Белое море. Оживление торговой деятельности Севера в XVI веке совпало с общим политическим и культурным расцветом Руси, окончательно освободившейся 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz