Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

МАЗУРУК Илья Павлович (1906-1989) Приказом народного комиссара Военно- Морского Флота СССР адмирала Н.Г. Кузнецова и начальника Главного управления Северного морского пути при СНК СССР И.Д. Папанина 10 октября 1941 года было создано Управление беломорскими ледовыми операциями (УБЛО) с постоянным местопребыванием в Архангель­ ске. Для ледовой разведки и управления ледо­ вой проводкой караванов УБЛО получило авиа­ ционный отряд во главе с известным полярным летчиком, депутатом Верховного Совета СССР, Героем Советского Союза И.П. Мазуруком. Поз­ же И.П. Мазурук в звании генерал-майора авиа­ ции командовал авиационным отрядом Бело­ морской военной флотилии6. СТРЕКАЛОВСКИЙ Михаил Васильевич (1906-1963) Перед Великой Отечественной войной транспортный флот Севера объединяли три пароходства. Наиболее крупным из них было Северное государственное морское пароход­ ство (СГМП) с центром в Архангельске и постоянным агентством в Мурманске, на вто­ ром месте по количеству судов было Мурман­ ское государственное морское пароходство (МГМП). Эти два пароходства входили в си­ стему Наркомата морского флота СССР. Тре­ тье - Архангельское морское арктическое па­ роходство (АМАП) - принадлежало Главному управлению Северного морского пути при СНК СССР. Сухогрузные и грузо-пассажирские суда Архангельского морского арктического па­ роходства могли самостоятельно плавать в разреженных льдах Арктики, так как имели усиленную прочность корпуса и повышенную мощность машин. Это были извест­ ные всему миру ледокольные пароходы «В. Русанов», «Таймыр», «А. Сибиряков», «Садко», «Георгий Седов», «Дежнев», «С.А. Леваневский». Ледокольный флот па­ роходства составляли наиболее мощные линейные ледоколы: «Сибирь» (бывш. «И. Сталин»), «Ермак», «Ленин», «Ф. Литке». В мае 1939 года М.В. Стрекаловский был утвержден в должности заместите­ ля начальника Главсевморпути по кадрам и членом коллегии Главсевморпути. Ве­ ликая Отечественная война застала Михаила Васильевича на посту заместителя начальника политуправления Главсевморпути. В феврале 1945 года он назначен начальником Архангельского морского арктического пароходства. После оконча­ ния в 1954 году Академии морского флота М.В. Стрекаловский был начальником морских арктических операций западного района Арктики. В период арктической навигации он был на Диксоне ежегодно до 1962 года, пока не заболел. В течение 27 лет его жизни не было ни одной операции в Аркти­ ке, в которой бы он не принимал участия". 324

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz