Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
МАЗУРУК Илья Павлович (1906-1989) Приказом народного комиссара Военно- Морского Флота СССР адмирала Н.Г. Кузнецова и начальника Главного управления Северного морского пути при СНК СССР И.Д. Папанина 10 октября 1941 года было создано Управление беломорскими ледовыми операциями (УБЛО) с постоянным местопребыванием в Архангель ске. Для ледовой разведки и управления ледо вой проводкой караванов УБЛО получило авиа ционный отряд во главе с известным полярным летчиком, депутатом Верховного Совета СССР, Героем Советского Союза И.П. Мазуруком. Поз же И.П. Мазурук в звании генерал-майора авиа ции командовал авиационным отрядом Бело морской военной флотилии6. СТРЕКАЛОВСКИЙ Михаил Васильевич (1906-1963) Перед Великой Отечественной войной транспортный флот Севера объединяли три пароходства. Наиболее крупным из них было Северное государственное морское пароход ство (СГМП) с центром в Архангельске и постоянным агентством в Мурманске, на вто ром месте по количеству судов было Мурман ское государственное морское пароходство (МГМП). Эти два пароходства входили в си стему Наркомата морского флота СССР. Тре тье - Архангельское морское арктическое па роходство (АМАП) - принадлежало Главному управлению Северного морского пути при СНК СССР. Сухогрузные и грузо-пассажирские суда Архангельского морского арктического па роходства могли самостоятельно плавать в разреженных льдах Арктики, так как имели усиленную прочность корпуса и повышенную мощность машин. Это были извест ные всему миру ледокольные пароходы «В. Русанов», «Таймыр», «А. Сибиряков», «Садко», «Георгий Седов», «Дежнев», «С.А. Леваневский». Ледокольный флот па роходства составляли наиболее мощные линейные ледоколы: «Сибирь» (бывш. «И. Сталин»), «Ермак», «Ленин», «Ф. Литке». В мае 1939 года М.В. Стрекаловский был утвержден в должности заместите ля начальника Главсевморпути по кадрам и членом коллегии Главсевморпути. Ве ликая Отечественная война застала Михаила Васильевича на посту заместителя начальника политуправления Главсевморпути. В феврале 1945 года он назначен начальником Архангельского морского арктического пароходства. После оконча ния в 1954 году Академии морского флота М.В. Стрекаловский был начальником морских арктических операций западного района Арктики. В период арктической навигации он был на Диксоне ежегодно до 1962 года, пока не заболел. В течение 27 лет его жизни не было ни одной операции в Аркти ке, в которой бы он не принимал участия". 324
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz