Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
Между пришельцами и местными племенами, прозванными новгородца ми «чудью заволочьской», шла длительная и упорная борьба. Нередко «чудь» давала пришельцам, посягавшим на их вольность, такой дружный отпор, что немногие из них возвращались домой живыми, а такие упоминания в летопи сях, как «убиен бысть Глеб, сын Святослава в Заволочьи», были не единичны. Местами чудь мирно договаривалась с новгородцами, постепенно усваи вая их нравы и обычаи, их религию и высокую новгородскую культуру. Так, чередуя насильственный захват с мирным договором, Великий Нов город в XI веке расширял свои владения в Заволочье, по мере освоения кото рого новгородские бояре на основные пути продвижения ушкуйников посы лали своих холопов. На необжитые богатейшие земли двигались и по собственному почину не большими дружинами вольные переселенцы-бобыли и многие не желающие мириться с боярским и помещичьим произволом люди, смелые, готовые ко всяким испытаниям. Все это население располагалось на боярских и собственных землях, глав ным образом в районах, прилегающих к большим озерам, в бассейнах круп ных рек Онеги, Северной Двины и их притоков, создавало здесь постоянные поселения (рыбные и ловческие становища, соляные варницы). Оседая на берегах Белого моря, промышляя в нем «рыбий зуб» - моржо вую кость, - новгородцы выходили на просторы Ледовитого океана, пробира ясь наперекор всем трудностям за «Большой Камень» (Урал). Рано пристрастившиеся к полярным плаваниям, эти отважные русские люди, обследуя неведомые берега и открывая новые земли, гибли на далеких зимовках, но не отступали. На Север шли также новгородские кожевники и «каменных дел» мастера, ружейники, кузнецы и другие ремесленники, сла вившиеся своим мастерством по всей Руси. Будучи природными «древоделами», новгородцы принесли с собой в Двинскую землю и свое несравненное плотницкое искусство, породившее впоследствии замечательные образцы северной деревянной архитектуры. Несколько позднее, в X III веке, в Двинскую землю, наряду с новгород скими пришельцами, хлынул поток переселенцев с верхнего Поволжья, по ложивший начало московскому освоению южных районов обширного север ного края. Вслед за боярами и князьями в Заволочье двинулись монастыри. «Монах и крестьянин, - писал историк Ключевский, - были попутчики, шедшие рядом или один впереди другого». Будучи экономически мощными, монастыри несли с собой на Север культуру и просвещение, ремесла и пере довую для того времени технику. Организуя на Севере промышленные предприятия (солеварни, смолокур ни), монахи добывали слюду, ловили жемчуг, строили суда, занимались зем леделием, огородничеством, разводили скот. Наконец, монастыри, становясь центром хозяйственной жизни обширных северных окраин, являлись и ук репленными пунктами, за стенами которых укрывались жители ближайших поселений от неожиданных набегов скандинавов. Набеги морских пиратов на далекие северные окраины нашей Родины в те времена были часты и опус тошительны. Иногда и сами монастыри становились их жертвой. Об этом свидетельствует одна из кратких записей Двинской летописи, повествующая о набеге скандинавов на побережье Белого моря и разграблении древнейших на Севере новгородских монастырей - Николо-Корельского и Михайло-Ар- хангельского в 1419 году: 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz