Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

ние русскому Северу, Петр I, наряду с работами по расширению порта, дает указание заложить каменную крепость на острове Линском (у Березовского устья Северной Двины). Возведение Новодвинской крепости было законче­ но в 1705 году, она представляла собой первоклассное военное сооружение с массивными бастионами, приспособленное к вооружению 180 орудиями. В 1702 году Архангельск становится административным центром края, а в 1707 году губернским городом. До начала XVIII века он является единствен­ ным выходом русских товаров за границу. С основанием Петербурга роль Архангельска как торгового порта сни­ зилась, однако уже с 1762 года в торговом отношении он снова поставлен в одинаковое положение с Петербургом. В связи с увеличением спроса на лесо­ материалы на мировом рынке и развитием лесозаготовок на севере России наблюдается быстрый рост грузооборота Архангельского порта. В начале XX века Архангельск - крупный лесопромышленный и лесоэкспортный пункт России. В 1914 году в нем насчитывалось 26 лесопильных заводов. Большое значение имело сооружение в конце X IX века железной дороги, связавшей порт с центром России и открывшей морской путь сибирскому хлебу за гра­ ницу. 17 февраля 1918 года в Архангельске установлена Советская власть, город становится центром Северного края, а с 1937 года Архангельской области. После Великой Октябрьской социалистической революции непрерывно повышается роль торгового порта. Его сооружения расширяются и рекон­ струируются, появляются новые причалы и грузовые районы. Основные опе­ рации по обработке судов выполняются различными механизмами. У прича­ лов порта и лесозаводов одновременно грузятся и разгружаются несколько десятков судов. В годы Великой Отечественной войны порт непрерывно принимал с морских судов стратегические товары для нужд фронта и народного хозяй­ ства СССР. Сегодня Архангельский морской торговый порт - основная база Север­ ного пароходства, выполняющего морские перевозки по Белому, Баренцеву, Карскому морям, Северному морскому пути и на заграничных линиях. Из Архангельска берут начало регулярные пассажирские линии до Мурманска, Диксона, Онеги, Мезени, Кандалакши, Новой Земли. Отсюда отправлялись экспедиции в Арктику В.А. Русанова, А.М. Сибирякова, Г.Я. Седова и других исследователей. В 1932 году за одну навигацию из Архангельска было совер­ шено первое сквозное плавание по Северному морскому пути на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». За годы Советской власти город стал крупным индустриальным, культур­ ным и научным центром нашей страны, а морской торговый порт - одним из крупнейших портов СССР. За большой вклад в развитие морского флота, освоение северных районов страны, заслуги трудящихся города в Великой Отечественной войне, успехи в хозяйственном и культурном строительстве Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 мая 1984 года город Архан­ гельск награжден орденом Ленина. Г.Н. Елъкин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz