Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
ние русскому Северу, Петр I, наряду с работами по расширению порта, дает указание заложить каменную крепость на острове Линском (у Березовского устья Северной Двины). Возведение Новодвинской крепости было законче но в 1705 году, она представляла собой первоклассное военное сооружение с массивными бастионами, приспособленное к вооружению 180 орудиями. В 1702 году Архангельск становится административным центром края, а в 1707 году губернским городом. До начала XVIII века он является единствен ным выходом русских товаров за границу. С основанием Петербурга роль Архангельска как торгового порта сни зилась, однако уже с 1762 года в торговом отношении он снова поставлен в одинаковое положение с Петербургом. В связи с увеличением спроса на лесо материалы на мировом рынке и развитием лесозаготовок на севере России наблюдается быстрый рост грузооборота Архангельского порта. В начале XX века Архангельск - крупный лесопромышленный и лесоэкспортный пункт России. В 1914 году в нем насчитывалось 26 лесопильных заводов. Большое значение имело сооружение в конце X IX века железной дороги, связавшей порт с центром России и открывшей морской путь сибирскому хлебу за гра ницу. 17 февраля 1918 года в Архангельске установлена Советская власть, город становится центром Северного края, а с 1937 года Архангельской области. После Великой Октябрьской социалистической революции непрерывно повышается роль торгового порта. Его сооружения расширяются и рекон струируются, появляются новые причалы и грузовые районы. Основные опе рации по обработке судов выполняются различными механизмами. У прича лов порта и лесозаводов одновременно грузятся и разгружаются несколько десятков судов. В годы Великой Отечественной войны порт непрерывно принимал с морских судов стратегические товары для нужд фронта и народного хозяй ства СССР. Сегодня Архангельский морской торговый порт - основная база Север ного пароходства, выполняющего морские перевозки по Белому, Баренцеву, Карскому морям, Северному морскому пути и на заграничных линиях. Из Архангельска берут начало регулярные пассажирские линии до Мурманска, Диксона, Онеги, Мезени, Кандалакши, Новой Земли. Отсюда отправлялись экспедиции в Арктику В.А. Русанова, А.М. Сибирякова, Г.Я. Седова и других исследователей. В 1932 году за одну навигацию из Архангельска было совер шено первое сквозное плавание по Северному морскому пути на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». За годы Советской власти город стал крупным индустриальным, культур ным и научным центром нашей страны, а морской торговый порт - одним из крупнейших портов СССР. За большой вклад в развитие морского флота, освоение северных районов страны, заслуги трудящихся города в Великой Отечественной войне, успехи в хозяйственном и культурном строительстве Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 мая 1984 года город Архан гельск награжден орденом Ленина. Г.Н. Елъкин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz