Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Быстро развивавшаяся в XVI веке торговля Московского государства с Западной Европой требовала строительства на севере России морского тор гового порта. В 1584 году на одном из красивейших возвышенных участков правого берега Северной Двины был основан город, получивший название Новохол- могоры. В этом же году построена и пристань. В 1613 году город был пере именован в Архангельский (впоследствии Архангельск) по имени Михайло- Архангельского монастыря. Первоначально Архангельск был деревянным крепостным сооружени ем, привлекавшим внимание иностранцев превосходным качеством стен его и боевых башен, поставленных северянами без единого гвоздя и железных скреп, с помощью одного топора. Первыми поселенцами стали 200 стрель цов, присланных из Холмогор для защиты городского укрепления. В начале XVII века широкое развитие получила как внутренняя, так и вне шняя торговля. Северная Двина была торговой дорогой, соединяющей Север, богатый солью, рыбой, пушниной, с Москвой, а через Белое море - Москву с зарубежными странами. В течение всего века Архангельск был центром рус ской торговли с заграницей и крупным морским портом Московского госу дарства. На ярмарках проводился большой оптовый торг, являвшийся важ ной статьей государственного дохода. Достаточно сказать, что 60 процентов всех таможенных сборов, получаемых Московским государством, падало на долю Архангельска. С начала царствования Петра I экономическое значение города стало возрастать. В 1693 году была заложена кораблестроительная верфь и основа но адмиралтейство. Открыв в городе «царские торги» (монопольную царскую торговлю), Петр I начал отправлять за границу русские товары на кораблях, построенных архангельскими мастерами, быстро освоившими сложное ис кусство строительства морских судов. Архангельск стал колыбелью отечест венного судостроения. В 1694 году здесь был спущен на воду первый русский корабль «Святой Павел». В начале XVIII века в истории Поморья наступил новый этап. Чтобы по ложить конец бесчинствам шведов, в течение столетия приносившим разоре- * Архангельску 400 лет. - газ. «Арктическая звезда», 6 июля 1984. 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz