Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Быстро развивавшаяся в XVI веке торговля Московского государства с Западной Европой требовала строительства на севере России морского тор­ гового порта. В 1584 году на одном из красивейших возвышенных участков правого берега Северной Двины был основан город, получивший название Новохол- могоры. В этом же году построена и пристань. В 1613 году город был пере­ именован в Архангельский (впоследствии Архангельск) по имени Михайло- Архангельского монастыря. Первоначально Архангельск был деревянным крепостным сооружени­ ем, привлекавшим внимание иностранцев превосходным качеством стен его и боевых башен, поставленных северянами без единого гвоздя и железных скреп, с помощью одного топора. Первыми поселенцами стали 200 стрель­ цов, присланных из Холмогор для защиты городского укрепления. В начале XVII века широкое развитие получила как внутренняя, так и вне­ шняя торговля. Северная Двина была торговой дорогой, соединяющей Север, богатый солью, рыбой, пушниной, с Москвой, а через Белое море - Москву с зарубежными странами. В течение всего века Архангельск был центром рус­ ской торговли с заграницей и крупным морским портом Московского госу­ дарства. На ярмарках проводился большой оптовый торг, являвшийся важ­ ной статьей государственного дохода. Достаточно сказать, что 60 процентов всех таможенных сборов, получаемых Московским государством, падало на долю Архангельска. С начала царствования Петра I экономическое значение города стало возрастать. В 1693 году была заложена кораблестроительная верфь и основа­ но адмиралтейство. Открыв в городе «царские торги» (монопольную царскую торговлю), Петр I начал отправлять за границу русские товары на кораблях, построенных архангельскими мастерами, быстро освоившими сложное ис­ кусство строительства морских судов. Архангельск стал колыбелью отечест­ венного судостроения. В 1694 году здесь был спущен на воду первый русский корабль «Святой Павел». В начале XVIII века в истории Поморья наступил новый этап. Чтобы по­ ложить конец бесчинствам шведов, в течение столетия приносившим разоре- * Архангельску 400 лет. - газ. «Арктическая звезда», 6 июля 1984. 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz