Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

морского порта, его районов: Бакарицы, Экономии, Левого берега, Моло- товска; о строительстве ледовой переправы через Северную Двину; просьбы направить рабочие батальоны на погрузочно-разгрузочные работы; запросы о присылке автомашин, кранов, вагонов; доклады о воздушных налетах на Ар­ хангельск; встречаются в этих делах и ходатайства о награждении экипажей судов, отличившихся в конвойных плаваниях, и списки этих экипажей. Протоколы заседаний бюро обкома ВКП(б) и материалы к ним составля­ ют самую значительную группу рассматриваемых дел. Первое заседание бюро обкома после начала войны состоялось 22 июня 1941 г. В постановлении го­ ворилось, что основная задача партийных, советских, комсомольских орга­ низаций - «всемерное укрепление военной мощи страны путем укрепления трудовой и государственной дисциплины, повышения производительности труда, мобилизации трудящихся на успешное и организованное проведение всех задач, стоящих в связи с войной». На редком заседании бюро (особенно в первый год войны) не решались вопросы о строительных работах в райо­ нах Архангельского порта, об обеспечении их рабочей силой, механизмами; об обеспечении экспортно-импортных операций, об улучшении жилищно-бы­ товых условий рабочих порта, о своевременной подаче вагонов и др. Этим же вопросам посвящались и совещания, проходившие в обкоме ВКП(б). Есть отдельное дело протоколов совещаний с участием И.Д. Папанина. В каждом годовом разделе описи дел Архангельского обкома ВКП(б) за 1941-1945 гг. имеется несколько дел с докладными записками, информаци­ ями, письмами руководителей партийных и хозяйственных органов облас­ ти в обком ВКП(б) по вопросам работы водного транспорта. Пожалуй, это наиболее интересная группа документов. В делах содержится самая разная информация: о работе ледокольного флота, о реконструкции и работе Ар­ хангельского порта, о сроках прихода караванов, их разгрузке и погрузке; об обеспечении рабочей силой, о бытовых условиях грузчиков; перечислены па­ роходы, ходившие в составе конвоев; имеются сведения о происшествиях во время разгрузочных работ, о нормах выдачи продуктов питания для рабочих- грузчиков и другая информация. Интересны, на наш взгляд, докладные записки заместителя начальника торгового порта Г.И. Дикого, на которого было возложено общее руковод­ ство по обслуживанию иностранных судов. Как известно, 31 августа 1941 г. в Архангельск прибыл первый (пробный) морской караван союзников - шесть английских транспортов с боевым сопровождением. Они доставили оборон­ ные грузы. В докладных записках Г.И. Дикого перечислены эти суда, указано время прибытия каждого (большинство из них пришли в порт вечером 31 августа - от 21 до 22 часов, а два - 1 сентября). Обработка первого каравана выявила основные недостатки: неквалифицированную рабочую силу (в пор­ ту работало до 1 тысячи грузчиков), отсутствие транспортных средств, пло­ хое питание, организационную неразбериху (пришлось разгружать грузы, не имея на руках ни одного документа). «При всех этих недостатках, при отсутствии необходимой механизации, транспорта, рабочей силы и инвентаря порт все же с большой напряженнос­ тью со сроками по выгрузке транспортов и отправке грузов по железной до­ роге справился», - пишет Г.И. Дикой. Погрузочно-разгрузочные работы в порту проводились в сжатые сроки. Недостаточная механизация требовала большого числа рабочих рук. Иногда это число доходило до 9 тысяч. Привлекались воинские части, мобилизовы­ 239

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz