Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
морского порта, его районов: Бакарицы, Экономии, Левого берега, Моло- товска; о строительстве ледовой переправы через Северную Двину; просьбы направить рабочие батальоны на погрузочно-разгрузочные работы; запросы о присылке автомашин, кранов, вагонов; доклады о воздушных налетах на Ар хангельск; встречаются в этих делах и ходатайства о награждении экипажей судов, отличившихся в конвойных плаваниях, и списки этих экипажей. Протоколы заседаний бюро обкома ВКП(б) и материалы к ним составля ют самую значительную группу рассматриваемых дел. Первое заседание бюро обкома после начала войны состоялось 22 июня 1941 г. В постановлении го ворилось, что основная задача партийных, советских, комсомольских орга низаций - «всемерное укрепление военной мощи страны путем укрепления трудовой и государственной дисциплины, повышения производительности труда, мобилизации трудящихся на успешное и организованное проведение всех задач, стоящих в связи с войной». На редком заседании бюро (особенно в первый год войны) не решались вопросы о строительных работах в райо нах Архангельского порта, об обеспечении их рабочей силой, механизмами; об обеспечении экспортно-импортных операций, об улучшении жилищно-бы товых условий рабочих порта, о своевременной подаче вагонов и др. Этим же вопросам посвящались и совещания, проходившие в обкоме ВКП(б). Есть отдельное дело протоколов совещаний с участием И.Д. Папанина. В каждом годовом разделе описи дел Архангельского обкома ВКП(б) за 1941-1945 гг. имеется несколько дел с докладными записками, информаци ями, письмами руководителей партийных и хозяйственных органов облас ти в обком ВКП(б) по вопросам работы водного транспорта. Пожалуй, это наиболее интересная группа документов. В делах содержится самая разная информация: о работе ледокольного флота, о реконструкции и работе Ар хангельского порта, о сроках прихода караванов, их разгрузке и погрузке; об обеспечении рабочей силой, о бытовых условиях грузчиков; перечислены па роходы, ходившие в составе конвоев; имеются сведения о происшествиях во время разгрузочных работ, о нормах выдачи продуктов питания для рабочих- грузчиков и другая информация. Интересны, на наш взгляд, докладные записки заместителя начальника торгового порта Г.И. Дикого, на которого было возложено общее руковод ство по обслуживанию иностранных судов. Как известно, 31 августа 1941 г. в Архангельск прибыл первый (пробный) морской караван союзников - шесть английских транспортов с боевым сопровождением. Они доставили оборон ные грузы. В докладных записках Г.И. Дикого перечислены эти суда, указано время прибытия каждого (большинство из них пришли в порт вечером 31 августа - от 21 до 22 часов, а два - 1 сентября). Обработка первого каравана выявила основные недостатки: неквалифицированную рабочую силу (в пор ту работало до 1 тысячи грузчиков), отсутствие транспортных средств, пло хое питание, организационную неразбериху (пришлось разгружать грузы, не имея на руках ни одного документа). «При всех этих недостатках, при отсутствии необходимой механизации, транспорта, рабочей силы и инвентаря порт все же с большой напряженнос тью со сроками по выгрузке транспортов и отправке грузов по железной до роге справился», - пишет Г.И. Дикой. Погрузочно-разгрузочные работы в порту проводились в сжатые сроки. Недостаточная механизация требовала большого числа рабочих рук. Иногда это число доходило до 9 тысяч. Привлекались воинские части, мобилизовы 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz