Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

мне нравился. Яков Львович всегда знал, где и как идет у него работа, куда надо направить свежие силы. В Архангельске он работал недавно - прибыл из Ленинграда - и умело прививал своим подчиненным ленинградскую куль­ туру работы. Его заместитель Георгий Иванович Дикой был впечатлителен, порывист, его посылали туда, где получался сбой в работе, его энергия и на­ пористость оказывались очень кстати. Каждый район порта возглавлял опыт­ ный руководитель. Больше всех мне была по душе деятельность начальника района Бакарица старого портовика Константина Александровича Конина. Его высокую, чуть сгорбленную фигуру можно было видеть на Бакарице у разгружаемых кораблей, на складах, у железнодорожников, в диспетчерской, у военпредов. Его район порта был самым крупным и, естественно, заботы - большими. Конину удалось собрать и закрепить на Бакарице замечательный коллек­ тив. Всю войну Константин Александрович провел в Архангельске, а потом переехал в родной Ленинград и работал там главным диспетчером Ленин­ градского торгового порта, пока не вышел на пенсию. Важная роль в портовых операциях принадлежала стивидорам - органи­ заторам разгрузочных работ. Особенно прославились на Бакарице стивидо­ ры Кузнецов, Брыкин, Колотов, Кирмичеев и Пахомов. Все они в прошлом были грузчиками, а в военную пору показали себя отличными организатора­ ми и добивались самых высоких показателей труда на выгрузке судов, хотя, как правило, их ставили на самые сложные работы. Каждый район порта отличался своим стилем работы, но все работали по-фронтовому. Хороший коллектив был в Северодвинском порту, основу ко­ торого составили портовики-черноморцы, эвакуированные из Одессы. Воз­ главил район порта Михаил Причерт, вносивший в работу своего коллектива одесский огонек и всегда бодрое настроение. А это было немаловажно в то тяжелое время. Причерт сердцем прирос к Северному краю. И после войны он не вернулся в Одессу, долгие годы работал начальником Архангельского порта. Не все у нас шло гладко. Бывали неудачи и задержки, возникали конфлик­ ты, особенно между портом и железной дорогой или отдельными районами порта. Вот тут-то и нужны были инспекторы штаба ГКО, которые при первых же признаках тревоги немедленно сигнализировали мне или сами принима­ ли меры, чтобы ни на минуту не допустить ослабления темпов работ. <...> Но грузы надо было не только получить, а и срочно отправить дальше. И тут вставала проблема топлива. Локомотивов было мало, основную тягу со­ ставляли паровозы. Острую нехватку угля восполняли дровами - многие па­ ровозы пришлось перевести на дровяное отопление. В архангельских лесах трудились бригады лесорубов, заготавливая топливо для паровозов. Шли под топор и пилу все новые и новые лесные делянки - только для того, чтобы не прерывалось движение на магистрали. <...> За годы войны Архангельский порт принял и отправил по железной дороге около 5 миллионов тонн разных грузов. Значительную часть из них составляли вооружение, боеприпасы, стратегическое сырье. Это был вклад портовиков-североморцев и исакогорских железнодорожников в дело побе­ ды над гитлеровской Германией.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz