Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
мне нравился. Яков Львович всегда знал, где и как идет у него работа, куда надо направить свежие силы. В Архангельске он работал недавно - прибыл из Ленинграда - и умело прививал своим подчиненным ленинградскую куль туру работы. Его заместитель Георгий Иванович Дикой был впечатлителен, порывист, его посылали туда, где получался сбой в работе, его энергия и на пористость оказывались очень кстати. Каждый район порта возглавлял опыт ный руководитель. Больше всех мне была по душе деятельность начальника района Бакарица старого портовика Константина Александровича Конина. Его высокую, чуть сгорбленную фигуру можно было видеть на Бакарице у разгружаемых кораблей, на складах, у железнодорожников, в диспетчерской, у военпредов. Его район порта был самым крупным и, естественно, заботы - большими. Конину удалось собрать и закрепить на Бакарице замечательный коллек тив. Всю войну Константин Александрович провел в Архангельске, а потом переехал в родной Ленинград и работал там главным диспетчером Ленин градского торгового порта, пока не вышел на пенсию. Важная роль в портовых операциях принадлежала стивидорам - органи заторам разгрузочных работ. Особенно прославились на Бакарице стивидо ры Кузнецов, Брыкин, Колотов, Кирмичеев и Пахомов. Все они в прошлом были грузчиками, а в военную пору показали себя отличными организатора ми и добивались самых высоких показателей труда на выгрузке судов, хотя, как правило, их ставили на самые сложные работы. Каждый район порта отличался своим стилем работы, но все работали по-фронтовому. Хороший коллектив был в Северодвинском порту, основу ко торого составили портовики-черноморцы, эвакуированные из Одессы. Воз главил район порта Михаил Причерт, вносивший в работу своего коллектива одесский огонек и всегда бодрое настроение. А это было немаловажно в то тяжелое время. Причерт сердцем прирос к Северному краю. И после войны он не вернулся в Одессу, долгие годы работал начальником Архангельского порта. Не все у нас шло гладко. Бывали неудачи и задержки, возникали конфлик ты, особенно между портом и железной дорогой или отдельными районами порта. Вот тут-то и нужны были инспекторы штаба ГКО, которые при первых же признаках тревоги немедленно сигнализировали мне или сами принима ли меры, чтобы ни на минуту не допустить ослабления темпов работ. <...> Но грузы надо было не только получить, а и срочно отправить дальше. И тут вставала проблема топлива. Локомотивов было мало, основную тягу со ставляли паровозы. Острую нехватку угля восполняли дровами - многие па ровозы пришлось перевести на дровяное отопление. В архангельских лесах трудились бригады лесорубов, заготавливая топливо для паровозов. Шли под топор и пилу все новые и новые лесные делянки - только для того, чтобы не прерывалось движение на магистрали. <...> За годы войны Архангельский порт принял и отправил по железной дороге около 5 миллионов тонн разных грузов. Значительную часть из них составляли вооружение, боеприпасы, стратегическое сырье. Это был вклад портовиков-североморцев и исакогорских железнодорожников в дело побе ды над гитлеровской Германией.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz