Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Первый караван судов из б транспортов пришел в Архангельск до моего приезда - 31 августа 1941 года. Всего же в 1941 году в Белое море пришло семь конвоев. Они включали 53 транспорта. Начиная с ноября транспорты шли с помощью ледоколов. Ранняя зима осложнила нашу работу, но мы не имели права прервать ее ни на сутки. <...> ...На своем пути через беломорские льды караваны судов, возглавляемые ледоколами, систематически попадали под огонь фашистских бомбардиров­ щиков. Каждый матрос был и воином. По сигналу боевой тревоги все сво­ бодные от вахт моряки занимали свои места у орудий и пулеметов и вместе с военными командами отбивали вражеские атаки. Это было совсем не просто и требовало от всех полной меры солдатского мужества. Не чистая вода - лед; не свернешь, не увернешься от вражеского самолета. Еще в октябре 1941 года совместным приказом наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова и моим, как начальника Главсевморпути, был создан ледоколь­ ный отряд в составе Беломорской военной флотилии. В его состав вошли корабли ледокольного флота, базировавшиеся на западе. Была утверждена должность начальника морской ледовой проводки - командира ледокольного отряда с оперативным подчинением Военному совету БВФ. Им стал Михаил Прокофьевич Белоусов - ему было присвоено звание капитана первого ранга. Ледокольный отряд БВФ существовал только одну зиму. В дальнейшем пе­ ред каждыми зимними ледокольными операциями совместными приказами наркома ВМФ и начальника ГУСМП создавалось Управление беломорскими ледокольными операциями, подчиненное в оперативном отношении Военно­ му совету БВФ. В его обязанности входило: разработка планов ледокольных операций в море и портах и руководство выполнением этих планов, ледовая и синоптическая разведки, материально-техническое обеспечение кораблей и операций. Каждый план операций согласовывался со штабом БВФ , кото­ рый выделял корабли охранения и военного конвоя. Ледоколы были оснащены морскими артиллерийскими орудиями, зенит­ ными пушками и пулеметами, противолодочным вооружением. Фашисты, конечно, учитывали решающую роль ледоколов в работе пор­ та, своевременной проводке судов и стремились во что бы то ни стало вывес­ ти ледоколы из строя. Вражеские воздушные разведчики часто появлялись на большой высоте над Архангельском, Северной Двиной и Двинским заливом, выслеживали пути караванов. <...> Особенно тяжело досталась всем проводка и обработка в порту трех по­ следних караванов 1941 года. В ноябре один за другим пришли два каравана. Один наш ледокол пробивал для них путь к причалам Северодвинска. Там с кораблей конвоя снимали часть груза, а затем другой наш ледокол поодиноч­ ке вел на буксире к Бакарице по пробитому каналу на Северной Двине облег­ ченные суда. Наш ледокольный отряд выдержал строгий экзамен первой военной зимы. Он ввел в Архангельск 29 и вывел 18 транспортов, не считая каботажа и военных кораблей, и совершил внутри порта более 100 операций по пере­ воду судов. К коллективу порта претензий не было. Порту была оказана большая по­ мощь, и он мог быстро обработать любой караван. Надежно действовала же­ лезнодорожная ледовая переправа через Северную Двину. Начальник порта Бейлинсон умело руководил большим и сложным коллективом портовиков и всеми портовыми операциями. Чем больше узнавал я его, тем больше он 230

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz