Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

танками, самолетами, орудиями, боеприпасами, продовольствием, сырьем для промышленности. Ни один район Архангельского порта не мог сначала принимать корабли с большой осадкой. Поэтому пришлось значительно углубить фарватер реки. Я приведу только одну цифру: за годы войны земснарядами и землесосами Архангельского «Водпути» было вынуто со дна Двины и Двинского залива 4,2 миллиона кубометров грунта - работа поистине колоссальная. Сама жизнь заставила нас заняться реконструкцией нефтебазы. Та неф­ тебаза, что существовала в Архангельске в начале войны, не удовлетворяла потребностей военного времени. К тому же возникла и новая важная пробле­ ма: как обеспечить слив горючего из танкеров, прибывавших из-за океана? Обком партии и облисполком приняли решение о срочном строительстве нефтебазы рядом с Северодвинским портом. Ее создал опять-таки коллектив строительной организации, возглавляемый Цесарским. Первые два военных года я вспоминаю как время бомбежек и строек. Строили много. Решив одну задачу, принимались за новые, еще более слож­ ные. <...> Нам катастрофически не хватало людей. Были мобилизованы людские резервы Архангельской области и округа. Но этого было мало. Ведь свои лучшие молодые кадры Архангельск отдавал фронту. Пришлось обратиться в Москву, в Наркомат обороны СССР. В Вологодской и Костромской областях был проведен призыв мужчин 50-летного возраста. Их отправили на трудовой фронт - в Архангельск. Это в основном были жители деревни, большинство их них впервые увидели и морское судно, и портальный кран. Мы разбили их на роты по специальностям. Среди них было немало искусных плотников и кузнецов - их определили на строительные работы в порту, а остальные ста­ ли грузчиками. Пока подходило к нам это пополнение, выручали областные и городские организации, воинские части, милиция. Отличные отношения сложились у нас с секретарем обкома ВКП(б) по транспорту Александром Сергеевичем Будановым. В такой крупной области, где были развиты морской и речной транспорт, да к тому же еще и расположены важные железнодорожные узлы, у секретаря обкома по транспорту забот - не перечесть. <...> Мы с Будановым что ни день, то ломали голову, где в Архангельске еще можно найти людей для работы в порту. Находили, конечно, очень мало. К тому же это была неквалифицированная рабочая сила, а нам требовалось все больше специалистов. Снова на другом конце телефонного провода Анастас Иванович внима­ тельно выслушал мой доклад и, как всегда, лаконично ответил: - Вашу просьбу рассмотрим и примем меры. Через день пришла телеграмма. В ней сообщалось, что Военному совету Карельского фронта дано указание перебросить в Архангельск с Кировской железной дороги железнодорожную строительную часть. <...> Этот поезд, носивший необычное название ГОРЕМ-20 (Головной ремонт­ но-восстановительный поезд № 20), был сформирован в Сибири на Томской железной дороге в начале войны. По приказу Наркомпути его перебазиро­ вали в распоряжение командования Карельского фронта на Кировскую же­ лезную дорогу для восстановительных работ. Южный отрезок этой дороги от станции Лодейное поле до станции Масельская был оккупирован вражеской армией. Поэтому возникла острая необходимость быстрее завершить работы 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz