Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
танками, самолетами, орудиями, боеприпасами, продовольствием, сырьем для промышленности. Ни один район Архангельского порта не мог сначала принимать корабли с большой осадкой. Поэтому пришлось значительно углубить фарватер реки. Я приведу только одну цифру: за годы войны земснарядами и землесосами Архангельского «Водпути» было вынуто со дна Двины и Двинского залива 4,2 миллиона кубометров грунта - работа поистине колоссальная. Сама жизнь заставила нас заняться реконструкцией нефтебазы. Та неф тебаза, что существовала в Архангельске в начале войны, не удовлетворяла потребностей военного времени. К тому же возникла и новая важная пробле ма: как обеспечить слив горючего из танкеров, прибывавших из-за океана? Обком партии и облисполком приняли решение о срочном строительстве нефтебазы рядом с Северодвинским портом. Ее создал опять-таки коллектив строительной организации, возглавляемый Цесарским. Первые два военных года я вспоминаю как время бомбежек и строек. Строили много. Решив одну задачу, принимались за новые, еще более слож ные. <...> Нам катастрофически не хватало людей. Были мобилизованы людские резервы Архангельской области и округа. Но этого было мало. Ведь свои лучшие молодые кадры Архангельск отдавал фронту. Пришлось обратиться в Москву, в Наркомат обороны СССР. В Вологодской и Костромской областях был проведен призыв мужчин 50-летного возраста. Их отправили на трудовой фронт - в Архангельск. Это в основном были жители деревни, большинство их них впервые увидели и морское судно, и портальный кран. Мы разбили их на роты по специальностям. Среди них было немало искусных плотников и кузнецов - их определили на строительные работы в порту, а остальные ста ли грузчиками. Пока подходило к нам это пополнение, выручали областные и городские организации, воинские части, милиция. Отличные отношения сложились у нас с секретарем обкома ВКП(б) по транспорту Александром Сергеевичем Будановым. В такой крупной области, где были развиты морской и речной транспорт, да к тому же еще и расположены важные железнодорожные узлы, у секретаря обкома по транспорту забот - не перечесть. <...> Мы с Будановым что ни день, то ломали голову, где в Архангельске еще можно найти людей для работы в порту. Находили, конечно, очень мало. К тому же это была неквалифицированная рабочая сила, а нам требовалось все больше специалистов. Снова на другом конце телефонного провода Анастас Иванович внима тельно выслушал мой доклад и, как всегда, лаконично ответил: - Вашу просьбу рассмотрим и примем меры. Через день пришла телеграмма. В ней сообщалось, что Военному совету Карельского фронта дано указание перебросить в Архангельск с Кировской железной дороги железнодорожную строительную часть. <...> Этот поезд, носивший необычное название ГОРЕМ-20 (Головной ремонт но-восстановительный поезд № 20), был сформирован в Сибири на Томской железной дороге в начале войны. По приказу Наркомпути его перебазиро вали в распоряжение командования Карельского фронта на Кировскую же лезную дорогу для восстановительных работ. Южный отрезок этой дороги от станции Лодейное поле до станции Масельская был оккупирован вражеской армией. Поэтому возникла острая необходимость быстрее завершить работы 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz