Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
предстояло построить механизированный порт со сплошной линией прича лов. Я собрал специалистов, мы обсудили перспективы развития Северодвин ского порта, была послана докладная записка в вышестоящую инстанцию. Как всегда бывало в таких случаях, вопрос решился очень быстро, и в марте 1942 года началось строительство Северодвинского порта. Строительные работы были возложены на строительную организацию, которую возглавлял С.Г. Це сарский. Семена Григорьевича я хорошо знал - он в свое время руководил строительством Мурманского судоремонтного завода, порта в Амдерме. Це сарского отличали уверенный подход к делу и смелое решение порой очень сложных строительных проблем. Семен Григорьевич всегда брал ответствен ность на себя за любое дело, удачное или неудачное, и за все годы совмест ной работы я ни разу не слышал, чтобы он переложил трудное дело на плечи другого. Цесарский был одним из тех начальников строек, о которых пишут книги и ставят фильмы. Он работал позднее в Норильске, возглавлял круп ные гидротехнические стройки в Сибири и на Кольском полуострове. Затем Цесарский был назначен членом коллегии Министерства морского флота и руководил строительством морских портов и заводов. Тогда, в 1942 году, Цесарский со свойственным ему умением строил Се веродвинский порт, и уже летом 1942 года задание Комитета Обороны было выполнено. Было выстроено 6 новых причалов, угольный пирс со складской площадкой для угля, на все причалы были проложены железнодорожные пути в две колеи, а также сеть путей в тылу причалов. Были также построены склады и складские площадки, проложен водопровод, выстроены служебные и производственные здания. Большое внимание мы уделяли механизации это го района порта. В результате во время разгрузки судов здесь работало одно временно уже по 15-17 кранов разных типов. Эту работу штаб все время держал под особым наблюдением, так как от работ в Северодвинске во многом зависел успех всех операций: американ ские корабли, которые направлялись для разгрузки в Бакарицу, приходилось предварительно частично разгружать в Северодвинске, чтобы уменьшить их осадку. И, наконец, была еще Экономия - портовый район, лишенный каких- либо механизмов, оторванный от основного порта, города и железной до роги. Работы здесь начались осенью 1941 года. Речные буксиры подводили сюда плоты с лесом для гидротехнических сооружений, паровые копры без отдыха вгоняли в илистый грунт длинные толстые сваи. Ни на час не зати хал стук сотен топоров. Настилались причалы. Устанавливались портальные краны. В результате усилий строителей в устье Двины появился новый ме ханизированный порт с прочными причалами, новыми хорошими складами, железнодорожными путями. После реконструкции район Экономия имел уже б благоустроенных причалов, на которых могли разгружаться суда с осадкой до 24 футов. Второй нашей заботой был железнодорожный транспорт, его четкая, бес перебойная работа. Мало было разгрузить корабли, надо было так же быст ро отправить грузы на фронт. Большие работы были проведены на станциях Архангельского узла, особенно в Исакогорке. Длина станционных путей там была удвоена, после чего Исакогорка превратилась в важный сортировочный узел. Туда шли из порта вагоны с грузами. Там формировались эшелоны. От туда днем и ночью уходили к фронту и в глубь страны составы, груженные 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz