Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

предстояло построить механизированный порт со сплошной линией прича­ лов. Я собрал специалистов, мы обсудили перспективы развития Северодвин­ ского порта, была послана докладная записка в вышестоящую инстанцию. Как всегда бывало в таких случаях, вопрос решился очень быстро, и в марте 1942 года началось строительство Северодвинского порта. Строительные работы были возложены на строительную организацию, которую возглавлял С.Г. Це­ сарский. Семена Григорьевича я хорошо знал - он в свое время руководил строительством Мурманского судоремонтного завода, порта в Амдерме. Це­ сарского отличали уверенный подход к делу и смелое решение порой очень сложных строительных проблем. Семен Григорьевич всегда брал ответствен­ ность на себя за любое дело, удачное или неудачное, и за все годы совмест­ ной работы я ни разу не слышал, чтобы он переложил трудное дело на плечи другого. Цесарский был одним из тех начальников строек, о которых пишут книги и ставят фильмы. Он работал позднее в Норильске, возглавлял круп­ ные гидротехнические стройки в Сибири и на Кольском полуострове. Затем Цесарский был назначен членом коллегии Министерства морского флота и руководил строительством морских портов и заводов. Тогда, в 1942 году, Цесарский со свойственным ему умением строил Се­ веродвинский порт, и уже летом 1942 года задание Комитета Обороны было выполнено. Было выстроено 6 новых причалов, угольный пирс со складской площадкой для угля, на все причалы были проложены железнодорожные пути в две колеи, а также сеть путей в тылу причалов. Были также построены склады и складские площадки, проложен водопровод, выстроены служебные и производственные здания. Большое внимание мы уделяли механизации это­ го района порта. В результате во время разгрузки судов здесь работало одно­ временно уже по 15-17 кранов разных типов. Эту работу штаб все время держал под особым наблюдением, так как от работ в Северодвинске во многом зависел успех всех операций: американ­ ские корабли, которые направлялись для разгрузки в Бакарицу, приходилось предварительно частично разгружать в Северодвинске, чтобы уменьшить их осадку. И, наконец, была еще Экономия - портовый район, лишенный каких- либо механизмов, оторванный от основного порта, города и железной до­ роги. Работы здесь начались осенью 1941 года. Речные буксиры подводили сюда плоты с лесом для гидротехнических сооружений, паровые копры без отдыха вгоняли в илистый грунт длинные толстые сваи. Ни на час не зати­ хал стук сотен топоров. Настилались причалы. Устанавливались портальные краны. В результате усилий строителей в устье Двины появился новый ме­ ханизированный порт с прочными причалами, новыми хорошими складами, железнодорожными путями. После реконструкции район Экономия имел уже б благоустроенных причалов, на которых могли разгружаться суда с осадкой до 24 футов. Второй нашей заботой был железнодорожный транспорт, его четкая, бес­ перебойная работа. Мало было разгрузить корабли, надо было так же быст­ ро отправить грузы на фронт. Большие работы были проведены на станциях Архангельского узла, особенно в Исакогорке. Длина станционных путей там была удвоена, после чего Исакогорка превратилась в важный сортировочный узел. Туда шли из порта вагоны с грузами. Там формировались эшелоны. От­ туда днем и ночью уходили к фронту и в глубь страны составы, груженные 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz